Хочется еще раз остановиться и попробовать определить, в чем общее и в чем различие Самадхи и ОСС, возникающее в других практиках, напрямую не связанных с Йогой.Somananda писал, что:
транс и самадхи - не тождество, но - если понимать транс более широко, то, безусловно, этим словом описываются те же явления, что подразумеваются под состояниями сознания, возникающими в процессе самъямы. аналогия напрашивается сама. Трансы - это "самадхи-подобные состояния", а самадхи, с некоторой натяжкой, можно считать особым видом транса.
Наверное, проще и корректнее, все-таки, использовать термин ОСС - "особое состояние сознания".
Мне кажется, что если исследовать эти понятийные структуры во взаимной связи и отталкивании можно четче сформулировать для себя "концептуальные подходы к практике йоги".
О достижении своими особыми методами ОСС заявляю многие. (В данном случае, их очевидная вторичность к Йоге не важна).
1. C. Гроф со своим холотропным дыханием и другие телесно ориентированные практики в психологии.
2. Различные общины посредством разного рода динамических и коллективных медитаций.
3. Группы, использующие шаманские и магические ритуалы и психотропные препараты.
Что же, на мой взгляд, объединяет эти методы по достижению ОСС:
1. Отсутствие многолетней подготовки и практики.
2. Использование различных «упрощенных» техник и методов, а также, доп. условия, способствующие попаданию в ОСС (музыка, суггестивные методы лидеров этих групп)
3. Практически мгновенный переход в ОСС.
Таким образом, эти методы, как бы «Back door», в Транс. Усилия минимальны, а результат на лицо. Так может, Саньяма избыточна. Или, все же, Самадхи и ОСС качественно несопоставимы и различаются и по состоянию «внутри» Транса и по результам после транса. Так, может быть, стоит рассмотреть этот вопрос поподробнее.