Немного о самадхи

Обсуждение вопросов, связанных с практикой и теорией хатха йоги

Модераторы:Сергей Агапкин, D.Powidloff, Simha, Mодераторы

miha
*
Сообщения:79
Зарегистрирован:2.04.2005, 14:46

Сообщение miha » 31.03.2008, 00:53

А какое отношение "зомбирование" имеет к контексту данной ветки "о самадхи"?? я не привносил этот термин в обсуждение темы, и видимо мой пост был не верно понят. Поэтому, не думаю, что стоит уходить так далеко от темы самадхи :)


Относительно самадхи. Думаю, что под этим термином могут подразумеваться достаточно разнообразные состояния. В силу того, что переживание самадхи встречается не так часто, и какого-то самадхи-мера не придуманно, в вопросе определения и классификации могут быть сложности. Конечно, на словах легко говорить сабиджа, нибиджа, савикальпа, нирвикальпа, джада и т.п.
Как классифицировать не на словах, а в опыте переживания? Тем более, что опыт переживания самадхи мягко говоря ОЧЕНЬ ЯРКИЙ. Такой опыт меняет все представление о жизни, меняет мироощущение и мировосприятие. Но откуда мне знать, о чужом опыте?? Откуда я знаю в какое самадхи впадал, к примеру, Рамакришна? В самадхи, или это нечто другое. Меня там не было. А даже если бы и был, это же его опыт, что можно сказать со стороны? Как это сравнить со своим личным опытом? Не вижу практических возможностей.

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост
я
****
Сообщения:1666
Зарегистрирован:15.04.2003, 15:31
Откуда:РнД
Контактная информация:

Сообщение я » 31.03.2008, 00:59

А почему бы не вспомнить развиваемую СА тему о том, что глубина самадхи равна глубине и произвольности внимания? (Хотя это не СА, это Вьяса в своих комментариях ЙС 1.2, если не путаю)
Сомананда хоть и предлагает идти глубже и дальше всем известных первоисточников :) , но хотелось бы на Вьясе поподробнее...

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост
Somananda
****
Сообщения:437
Зарегистрирован:18.03.2007, 11:01

Сообщение Somananda » 31.03.2008, 01:12

miha писал(а):А кто эти "те", кому мерещятся зомбирование и наезды на "их ахамкару"?
Неужели вы намекаете на мою скромную персону? :lol:
Если нет, то разговор приобретает слишком абстрактную направленность. :wink:
Нет, что Вы... На Вас лично - нет
Я аппелирую к собирательному образу отечественного "йога", который практикует некую неведомую мне систему физических упражнений, с "растяжкой", "отжиманиями" и сопутствующим ей "эклектичным шаманизмом", густо замешаным на православии, тибетском буддизме, Кастанеде, рунах и еще Бог знает чем, при этом старательно избегая любых контактов с той самой Йогой, которая видится им тоталитарной деструктивной сектой с алчными "гуру", стремящимися всех зазомбировать мантрами, дикшами и бхакти-йогой - при том, что, как мы выяснили, "современному западному йогу" это все не подходит...
Если да, то смею Вас заверить, что мне зомбирование в повторении мантры "Шиво хам" не мерещится! Со всей возможной ответсвенностью это заявляю! :lol: :lol:
Ну, вот, я рад, что все прояснилось...
Хочу заметить только, что мне это не кажется эффективным путем к самадхи, в той интерпритации которую Вы освещаете, а именно попытке приобретения качеств Шивы, с помощью повторения мантры. :wink:
Хочу в ответ заметить, что я не писал о том, что приобретение качеств Шивы достигается с помощью повторения мантры "Шиво-хам" :wink: хотя, я не исключаю такой возможности....
"Щиво-хам" - не столько мантра, сколько базовая концепция (аффирмация, пресуппозиция - нужное подчеркнуть), не подменяющая сложной и углубленной работы над собой.

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост
Ganesh
****
Сообщения:417
Зарегистрирован:15.10.2007, 01:30
Откуда:Институт Йоги и Ушу г. Одесса

Сообщение Ganesh » 31.03.2008, 01:13

я писал(а):А почему бы не вспомнить развиваемую СА тему о том, что глубина самадхи равна глубине и произвольности внимания? (Хотя это не СА, это Вьяса в своих комментариях ЙС 1.2, если не путаю)
В таком варианте, я опять задам вопрос о начальной точке отсчета.
Комментарии Вясы надо будет детальнее...

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост
miha
*
Сообщения:79
Зарегистрирован:2.04.2005, 14:46

Сообщение miha » 31.03.2008, 01:23

Боюсь, что сам по себе термин "глубина внимания" несет в себе какую-то неопределенно большую и расплывчатую нагрузку, не меньшую чем термин "самадхи". С той разницей, что слова вроде русские, но "глубина внимания", это не "глубина водоема", чего-то конкретного за этим не стоит.

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост
Somananda
****
Сообщения:437
Зарегистрирован:18.03.2007, 11:01

Сообщение Somananda » 31.03.2008, 01:29

я писал(а):А почему бы не вспомнить развиваемую СА тему о том, что глубина самадхи равна глубине и произвольности внимания? (Хотя это не СА, это Вьяса в своих комментариях ЙС 1.2, если не путаю)
Сомананда хоть и предлагает идти глубже и дальше всем известных первоисточников :) , но хотелось бы на Вьясе поподробнее...
"Вам хочется песни? Их есть у меня..." (С)

Я уже цитировал вам комментарий Виджнянабхикшу на Вьяса-бхашью:
http://www.yogin.ru/phpBB2/viewtopic.ph ... sc&start=0

Что ж, конкретизируем.... Специально для поклонников Патанджали и Вьясы (оттуда же):
...сказано в изречениях: "Кайвалья - это возвращение к исходному состоянию свойств, не имеющих цели для души, или же пребывание сознающей способности в самой себе" [Йога-Сутра, IV-33]. "Свойства" - саттва, раджас, тамас, проявляющиеся в буддхи. "Отдаление" - уединение, оно заключается в естественном разделении, относится в равной степени к свойствам и Духу. То есть, различающее Знание ведет к высшему бесстрастию, оно вызывается совершенным возвращением к исходному состоянию или растворением свойств, ранее сопутствующих Духу и более не направляемых им на определенные цели. В этом исходном состоянии наступает совершенное разделение или отдаление, в изречениях говорится так: "Уничтоженная для тех, кто достиг цели, она (Природа, пракрити) по-прежнему действует, поскольку является общей для всего вокруг" [Йога-Сутра, II-22]. Это первое отдаление, свойство Природы. Второе - обитание Духа в самом себе, то есть в самой сознающей способности, избавленной от ограничений, вызываемых размышлениями (продуктами материи). Однако, в обоих случаях цель одна - постижение назначения Духа, уничтожение боли. Отсюда изречение: "Боль, которая еще не пришла - это то, чего следует избегать" [Йога-Сутра II-16]. Это учение не противоречит Санкхье, как это ясно из ее первого изречения: "Конечная цель Духа - полное уничтожение трех видов боли" [Санкхья-Сутра I-1]. [63.] Теория Веданты состоит в том, что освобождение заключается в возвращении человеческого "я" в лоно высшего "я". Наша теория также не противоречит ей, поскольку упомянутое возвращение - это всего лишь обретение цельности (букв. неразделенности) человеческого "я" и высшего "я" через растворение ограничений первого, - подобно тому, как реки возвращаются в океан. И это возвращение ведет к небытию (человеческого "я") в форме нечто иного (чем высшее "я"). Теория Вайшешика утверждает, что освобождение заключается в разрушении всех особенных качеств. Это также не противоречит нашей теории, поскольку можно объяснить разрушение качеств (как мокша) в Духе как состояние, в котором Дух (человеческое "я") обусловлен особыми качествами. И, наконец, наша теория вполне согласуется с теорией Ньяйя, согласно которой освобождение - это совершенное подавление боли. Единственное различие в том, что мы считаем это подавление целью Духа, связанной с опытом и переживающим опыт (бхога - бхоктри - бхава), а не самавайей (неотъемлемой частью, постоянной связью качества с объектом, теорией ньяйиков). Тем не менее, мы не разделяем мнение так называемых нео-ведантистов, что конечное освобождение заключается в обретении вечного блаженства; поскольку мы не можем найти подтверждающих это изречений ни в одной из признанных систем философии, также это прямо противоречит Смрити, Шрути и логическим рассуждениям. Например, Шрути исключают удовольствие из стадии освобождения: (1) "Тот, кто достиг Знания, отрицает удовольствие и боль" (Катхопанишад II-12), (2) "Удовольствие и боль не касаются (того, кто достиг Знания) вне физического тела" (Чхандогья Упанишад, VIII-12-1]. В Смрити сказано следующее: "Сущность пройдет через безграничный и бурный океан перевоплощений, если будет понимать все (то, что называется) наслажение как боль (в действительности). Человек, растворенный в Высшем "Я" посредством Знания и действия, никогда более не ощущает удовольствие или боль". Рассуждение (опровергающее теорию нео-ведантистов может быть следующим): если такое освобождение является результатом, то оно должно быть временным; если утверждается, что при этом оно постоянно, то удовлетворение (наслаждением) никогда не будет достигнуто, и потому оно как таковое не может быть целью Духа (т.к. оно недостигаемо, и как таковые нижеизложенные способы, ведущие к Мокше - сравана, манана и нидикьясана - были бы бесцельными). Также, невозможно утверждать, что освобождение заключается в достижении вечного наслаждения, поскольку это не освободит от дилеммы: является ли наслаждение вечным или временным. [64.] Кроме того, в этом случае невозможно утверждать, что целью Души является разрушение невежества и прочего, что окружает бесконечное наслаждение, поскольку оной целью становится переживание наслаждения, а чего-то внешнего (аварана) не может быть, поскольку разум вечен (и как таковой освещает собой все). (Нео-ведантист возражает), "если все это так, то как объяснить высказывания в Шрути и Смрити, в которых упоминается вечное наслажение (как составляющая освобождения)?" Ответим, что это возражение необосновано, поскольку уместные толкования подобных высказываний даются в трактатах об освобождении: "(В этом мире) все есть боль, нет наслаждения - и оно (освобождение) является способом облегчения боли страдающего; истинное наслаждение заключается в подавлении и удовольствия, и боли". Такие фразы объясняют наслаждение как боль и дают ему наименование "боль", а наименование "наслаждение" дается подавлению этой боли (т.е. и боли, и наслаждения), поскольку такое свойство применимо (к Духу). Отсюда и высказывание в Санкхья-Сутре: "(Наслаждение есть) подавление боли, однако во второстепенном значении" [V-67]; "(Подавление боли называется наслаждением только для того), чтобы восхвалить освобождение перед глупыми (людьми)." [V-68]. Обретение наслаждений - это второстепенное освобождение, приходящее в мирах Брахмы. Так кратко описывается кайвалья.
Вы такого "освобождения" ищете?

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост
Lobster
Сообщения:47
Зарегистрирован:17.03.2008, 19:47

Сообщение Lobster » 31.03.2008, 02:33

[quote="Somananda"][/quote]
Вы говорите о тяжелом сне? Приравнивая его произвольному вниманию? Но ведь упоминалось еще и пост произвольное внимание.

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост
Ganesh
****
Сообщения:417
Зарегистрирован:15.10.2007, 01:30
Откуда:Институт Йоги и Ушу г. Одесса

Сообщение Ganesh » 31.03.2008, 02:45

К Сомананде.
А, нельзя ли высказать личное мнение/комментарий к приведенному отрывку?
Поскольку возникают варианты:
1. Написана глупость
2. Написана мудрость, критикующая разные направления.

Тем более, помня о "нелигитимности" Вьясы (с тч зр.... Шайва Сиддхантхи? или личной? или др?)

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост
Somananda
****
Сообщения:437
Зарегистрирован:18.03.2007, 11:01

Сообщение Somananda » 31.03.2008, 14:45

Lobster писал(а):
Somananda писал(а):
Вы говорите о тяжелом сне? Приравнивая его произвольному вниманию? Но ведь упоминалось еще и пост произвольное внимание.
Я говорю о том, что "освобождение" в традиции Капилы-Патанджали-Вьясы-Виджнянабхикшу (а это и есть традиция, в отличие от всех, кто к ней "примазывается"), подразумевает нечто, подозрительно напоминающее "нирвану" тхеравадинов - иными словами - полную пралайю, "растворение" в Ничто... И что, кто-то всерьез этого хочет?
Последний раз редактировалось Somananda 31.03.2008, 14:54, всего редактировалось 1 раз.

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост
Somananda
****
Сообщения:437
Зарегистрирован:18.03.2007, 11:01

Сообщение Somananda » 31.03.2008, 14:53

Ganesh писал(а):К Сомананде.
А, нельзя ли высказать личное мнение/комментарий к приведенному отрывку?
Поскольку возникают варианты:
1. Написана глупость
2. Написана мудрость, критикующая разные направления.

Тем более, помня о "нелигитимности" Вьясы (с тч зр.... Шайва Сиддхантхи? или личной? или др?)
Запросто :wink: Само "освобождение", понимаемое, как "кайвалья", или "обособление", фактически, означает "уход", "эскапизм", "бегство от мира", "отрицание мира". Это попытка отделить "имманентное" от "трансцендентного", "чистое" от "нечистого" и т.д. - жесткая двайта, одним словом, наподобие манихейской ереси. Лишая "высшее "Я", в стремлении оградиться от "тварного", возможности переживать и быть сопричастным Творению, фактически, Патанджала-Йога ограничивает существование "освобожденного" не-существованием.

Как говорил Калинаускас - "свобода "от" - или свобода "для"?" :?:

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост
Lobster
Сообщения:47
Зарегистрирован:17.03.2008, 19:47

Сообщение Lobster » 31.03.2008, 16:17

Somananda писал(а):
Lobster писал(а):
Somananda писал(а):
Вы говорите о тяжелом сне? Приравнивая его произвольному вниманию? Но ведь упоминалось еще и пост произвольное внимание.
Я говорю о том, что "освобождение" в традиции Капилы-Патанджали-Вьясы-Виджнянабхикшу (а это и есть традиция, в отличие от всех, кто к ней "примазывается"), подразумевает нечто, подозрительно напоминающее "нирвану" тхеравадинов - иными словами - полную пралайю, "растворение" в Ничто... И что, кто-то всерьез этого хочет?
Может быть я вас неправильно понял, но вы сами так не считаете. Растворившись в ничто, человек растворяется во всем, становится предельно деятельным реализуя свою природу, снова возвратившись на первый уровень? Как вы сами сказали - мистицизм как сверхадекватность. :D Что-то вроде анекдота, про "я тебе три раза помощь посылал."

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост
Somananda
****
Сообщения:437
Зарегистрирован:18.03.2007, 11:01

Сообщение Somananda » 31.03.2008, 16:46

Lobster писал(а):Может быть я вас неправильно понял, но вы сами так не считаете. Растворившись в ничто, человек растворяется во всем, становится предельно деятельным реализуя свою природу, снова возвратившись на первый уровень? Как вы сами сказали - мистицизм как сверхадекватность. :D Что-то вроде анекдота, про "я тебе три раза помощь посылал."
Я считаю, что есть другие варианты реализации и освобождения, Патанджали, хоть и "классика" - но частный случай. Его описание методов - это объективная практика, а вот его идеалы - это уже "его личное мнение" :wink:
Действительно, многие подразумевают под реализацией нечто качественно иное - не "уход от мира", а интеграцию мира в себя, а себя - в мир. Лично мне такой вариант интуитивно ближе :lol: . Ну, а кому хочется "угаснуть, подобно свече" - дело вкуса...

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост
Ganesh
****
Сообщения:417
Зарегистрирован:15.10.2007, 01:30
Откуда:Институт Йоги и Ушу г. Одесса

Сообщение Ganesh » 31.03.2008, 18:35

Somananda писал(а): Патанджали, хоть и "классика" - но частный случай. Его описание методов - это объективная практика, а вот его идеалы - это уже "его личное мнение" :wink:
По моему мнению, не так все однозначно. Вряд ли специалист уровня Патанджали страдал от неизжитого раздвоения желаемого и действительного. С одной стороны, живя в мире и проявляя активность (хотя бы написанием сутр, не говоря о грамматике (что под вопросом)) и, одновременно мечтая об идеальном уходе в полную пралайю. Описал метод - значит знал КАК. Следовательно - смог бы, если бы хотел. Следовательно - не хотел.

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост
Somananda
****
Сообщения:437
Зарегистрирован:18.03.2007, 11:01

Сообщение Somananda » 31.03.2008, 19:24

Тот же Свами Шивананда Сарасвати писал о том, что самадхи "чистых" йогинов (джада-самадхи) - скорее, просто форма сушупти.
Я не уверен, что стремящиеся к "освобождению" станут довольствоваться глубокой депривацией.
Может, определимся - кто как видит свою самореализацию, и ее последствия? :wink:

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост
Somananda
****
Сообщения:437
Зарегистрирован:18.03.2007, 11:01

Сообщение Somananda » 31.03.2008, 19:26

В качестве напоминания:
ЧТО ТАКОЕ САМАДХИ?
1. Самадхи - это сверхсознательное состояние. Это слияние с Богом или Верховным Брахманом.
2. Состояние самадхи неописуемо. Нет ни средств выражения, ни языка, чтобы о нем рассказать.
3. Вы должны пережить это состояние на личном опыте в ходе непосредственного интуитивного познания. Можно ли объяснить вкус леденца?
4. Состояние самадхи - это абсолютное блаженство, радость и покой. Это все, что можно о нем сказать. Каждый должен пережить его сам.
5. В самадхи созерцатель утрачивает свою индивидуальность и отождествляется с Высшим "Я". Как камфора отождествляется с огнем, так созерцатель сливается с созерцаемым.
6. Как река впадает в океан, так индивидуальная душа вливается в Высшую Душу - океан Абсолютного Сознания.
7. Это блаженное божественное переживание возникает тогда, когда эго и сознание растворяются.
8. Самадхи - это вовсе не окаменелое инертное состояние, как воображают многие недалекие люди.
9. Это потрясающее переживание единства и целостности.
10. Это переживание полностью вне сферы действия чувственного восприятия.
11. Зритель и зрелище становятся единым.
12. В состоянии самадхи стремящийся не осознает ни внешние, ни внутренние объекты. В этом состоянии нет ни мышления, ни слуха, ни обоняния, ни зрения.
13. Самадхи - это достояние каждого человеческого существа.

ЧТО СПОСОБСТВУЕТ ДОСТИЖЕНИЮ САМАДХИ
14. Вера, способность к концентрации сознания, память, брахмачарья и умение различать - вот средства для достижения самадхы.
15. Только одна Божья милость может провести вас в миры трансцендентального опыта, или нирвикалъпа-самадхи.

ПРЕПЯТСТВИЯ НА ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ САМАДХИ
16. Волнение ума, сон, пристрастия, небрежность, нерешительность, тонкие васаны, болезнь, счастье савикалъпа-самадхи, сомнения, духовная гордыня - все это препятствия на пути к достижению самадхи.
17. Не принимайте сон за самадхи. Когда человек выходит из самадхи, он обладает трансцендентальной мудростью.

ДЖАДА-САМАДХИИЧАЙТАНЬЯ-САМАДХИ
18. Самадхи йогина-отшельника, практикующего хатха-йогу, - это джада-самадхи. Оно похоже на глубокий сон. Ему не открывается трансцендентальная божественная мудрость. Его самскары не сгорают. Он не достигнет мокши, или финального освобождения.
19. В чайтанья-самадхи есть абсолютное осознание. Цепь перерождений прерывается. Йог достигает освобождения и божественной мудрости.

САВИКАЛЬПА-САМАДХИ
20. Есть еще два вида самадхи: савикалъпа и нирвикальпа.
21. Савикальпа-самадхи по-другому называется сампраджнята- и сабиджа-самадхи.
22. В савикальпа-самадхи есть трипути, или триада: знающий, знание и знаемое.
23. Сампраджнята-, или савикальпа-самадхи возможно, когда достигнута экаграта, или однонаправленность сознания.
24. Происходит лишь частичное прекращение деятельности сознания.
25. Самскары, или впечатления, не сгорают. Отсюда название сабиджа ("с семенем").
26. Когда йогин медитирует на чистом и саттвическом сознании, лишенном раджаса и тамаса, он достигает глубокой радости. Поэтому это состояние называется сананда-самадхи, или "блаженное самадхи".
27. Йог ощущает: Ахам асми, "Я есмъ". Вот почему это состояние называется еще асмита-самадхи.

НИРВИКАЛЬПА-САМАДХИ
28. Нирвикальпа-самадхи -это состояние абсолютного осознания.
29. Знание и знаемое становятся единым.
30. В нирвикальпа-самадхи йогин видит без глаз, различает вкус без языка, слышит без ушей, чувствует запах без носа и осязает без кожи.
31. Описывается это состояние вот как: слепой просверлил жемчужину; беспалый втянул в нее нить; бесшеий ее надел; а безъязыкий это восхвалил.
32. Нирвикальпа-самадхи также известна как асампраджнята или нирбиджа-самадхи.
33. Наблюдается полное прекращение всех ментальных функций. Отсюда и название - асампраджнята-самадхи.
34. Это состояние достигается только тогда, когда есть абсолютная ниродха, или управление сознанием.
35. Самскары сгорают целиком. Отсюда и название - нирбиджа.
36. Лишь состояние нирвикальпа-самадхи способно уничтожить цепь перерождений.
37. Однако слабый проблеск Истины не может освободить вас от рождения и смерти.
38. Вам придется абсолютно утвердиться в нирвикалъпа-самадхи. Только тогда семя перерождений сгорит дотла.
39. Когда йогин достиг высочайшей ступени нирвикалъпа-самадхи, огонь йоги сжигает все остатки его деятельности. Йогин мгновенно получает освобождение уже при жизни. Он обретает бессмертие, высочайшую трансцендентальную мудрость и вечное блаженство.
40. Единственная садхана для достижения нирвикальпы -это паравапрагъя, или величайшее бесстрастие.
41. Здесь йогин полностью отделяется от пракрити и ее эффектов.
42. Мышление, интеллект и чувства полностью прекращают функционировать.
43. Здесь нет ни звучания, ни касания, ни формы.
44. Все недуги, а именно: неведение, эгоизм, симпатии и антипатии, связанные с жизненной рутиной, ныне уничтожаются.
45. Гуны, соответствовавшие объектам наслаждения, сейчас полностью прекращают свою деятельность.
46. Йогин достигает кайвальи, или высшей независимости, свободы.
47. Он обладает одновременным знанием или всеведением сейчас.
48. Прошлое и будущее вливаются в настоящее. Все - это "сейчас". Все - это "здесь".
49. Йогин трансцендирует время и пространство.
50. Все печали исчезают; все страдания прекращаются; семена деяний сгорают; все сомнения рассеиваются. Это вечная свобода.
51. Это состояние подобно океану без волн.
Свами Шивананда Сарасвати
"Йога и сила мысли"


Так что, как видите, понимание самадхи кайвальи может быть разным...

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост
Ответить