Мифы об АВЙ -- 3/4

Обсуждение вопросов, связанных с практикой и теорией хатха йоги

Модераторы:Сергей Агапкин, D.Powidloff, Simha, Mодераторы

Ответить
ABC
**
Сообщения:152
Зарегистрирован:29.03.2006, 13:12
Мифы об АВЙ -- 3/4

Сообщение ABC » 31.08.2007, 17:18

Предварительно:

краткий психофизиологический очерк
http://vinyasa.ru/theory/15/#psychophysiology

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост
Сергей Агапкин
****
Сообщения:2416
Зарегистрирован:13.03.2002, 21:24
Откуда:Рязань
Контактная информация:

Сообщение Сергей Агапкин » 1.09.2007, 00:05

я не стал бы, по крайней мере на текущий момент, связывать выполнение асан и виньяс с развитием процессов мышления и творчества. Если только не рассматривать это через призму улучшения общего физического и психического состояния в процессе практики. А вот насколько важную роль в этих процессах играет, например, теменно-затылочная ассоциативная кора — это вопрос
Я смотрел на этот вопрос с позиций стимуляции ретикулярной формации потоком афферентной информации и усиление её неспецифического активирующего воздействия.

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост
ABC
**
Сообщения:152
Зарегистрирован:29.03.2006, 13:12

Сообщение ABC » 1.09.2007, 02:54

Сергей Агапкин писал(а):Я смотрел на этот вопрос с позиций стимуляции ретикулярной формации потоком афферентной информации и усиление её неспецифического активирующего воздействия.
Пусть так. Лобная кора в которой волокон ретикулярно-таламо-кортикальных путей больше всего? За исключением сенсомоторных зон, остаются мотивационные, психоэмоциональные, волевые зоны (принятие решений, анализ результата...). Творчество и мышление? Нет.

Да что говорить -- все робкие попытки картирования внутрикорковых взаимодействий (ПЭТ, ЭЭГ, фМРТ) выполняются на таких задачках, которые к высшей интеллектуальной деятельности ну никак не отнести.

Даже если согласится с Павловым и "теорией прожектора", то это механизмы внимания, концентрации/деконцентрации. Может быть. Но как только все это будет достоверно притянуто к мышлению -- можно звонить в нобелевский комитет :-)

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост
Сергей Агапкин
****
Сообщения:2416
Зарегистрирован:13.03.2002, 21:24
Откуда:Рязань
Контактная информация:

Сообщение Сергей Агапкин » 1.09.2007, 12:01

Александр, ты сам понимаешь, что без должного энергетического обеспечения со стороны ретикулярной формации любая творческая и мыслительная деятельность невозможна по определению.
Если же оперировать к исследованиям, то роль ретикулярной формации рассматривается в работе В.С. Ротенберга "Психофизиологические аспекты изучения творчества". Учитывая сильное вляние эмоций на процесс творчества и сильное взаимодействие ретикуляной формации с лимбической системой не стоит забывать активационную теорию Линдсея-Хебба.

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост
Александр Новиков
****
Сообщения:677
Зарегистрирован:16.09.2005, 16:06
Откуда:Минск

Сообщение Александр Новиков » 1.09.2007, 13:04

Думаю так:
При правильной практике "физкультурной" части йоги стимулируется общий тонус ,в т.ч. подкорковых структур, как правильно заметил Сергей во-первых за счет повышенным выделением СО2, т.к. идет интенсивное дыхание (уджджайи) в сочетании с работой медленных мышечных волокон (аэробных). Таким образом происходит гиперкапния, и хотя СО2 быстро выводится, это успевает оказывать различные адаптативные эффекты ,в т..ч повышение тонуса ретикулярной формации и др.
Но такой же эффект можно добиться и циклическими нагрузками до анаэробного порога.

Но в йоге есть еще фактор продолжительного поддержания импульсации мышечных волокон, что непривычно и так же тренирует эфферентные и афферентные пути и следовательно - продолговатый мозг и соответствующие отделы коры. Лично я применяю такую схему тренировки - разминка/растяжка в разнообразных позах с коротким удержанием для стимуляции максимального числа зон с повышенным содержанием рецепторов (примерно по Ш.Ремету) в течении получаса - а затем силовая статика (1,5-3,5 мин на асану) в течение около часа, т.к. мощность импульсации там максимальна.

Сочетание всех вышеописанных факторов стимулирует неспецифический тонус коры в течении дня у занимающихся - что говорит об активности и тренировки ретикулярной формации (РФ).
Об этом также свидетельствует отсутствие повышенной симпатической активности, если только занимающийся не имеет индивидуальной предрасположенности, и понижение уровня психического стресса, который до занятий возникает частично благодаря перенапряжению неспецифических отделов мозга.
Т.е. - РФ справляется - психического напряжения нет.

Замечу, что испльзуемая мною схема разминка с разнообразными влиянием на рефлекторные зоны/ статика почти не меняется мной года полтора, т.к. дает очень позитивные результаты как по вышеописанным параметрам, так и по тренировке медленного мышечного волокна и общей системной адаптации.

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост
ABC
**
Сообщения:152
Зарегистрирован:29.03.2006, 13:12

Сообщение ABC » 1.09.2007, 16:35

Сергей Агапкин писал(а):Александр, ты сам понимаешь, что без должного энергетического обеспечения со стороны ретикулярной формации любая творческая и мыслительная деятельность невозможна по определению.
Это понятно. В данном случае речь шла бы о какой-нибудь патологии или крайнем случае физического истощения. Но ты так и не прокомментировал тот факт, что большинство ученых ничего тяжелее ручки в руках не держало и никакой позы, кроме сидя на стуле, не принимало. Так вот, как они обходились без "стимуляции РФ афферентной информацией"? И почему спортсменов, например, гимнастов, у которых такой стимуляции выше крыши, так редко посешает творческое и научное озарение?
Сергей Агапкин писал(а):Если же оперировать к исследованиям, то роль ретикулярной формации рассматривается в работе В.С. Ротенберга "Психофизиологические аспекты изучения творчества". Учитывая сильное вляние эмоций на процесс творчества и сильное взаимодействие ретикуляной формации с лимбической системой не стоит забывать активационную теорию Линдсея-Хебба.
Пусть так, хотя известно, что характер кривой индивидуален, а вот насколько эмоциональный оптимум определяется индивидуальными различиями, и насколько текущим психофизиологическим состоянием? Понятно же, что этот оптимум для "творческого" йога должен быть гораздо ниже, чем для какого-нибудь экзальтированного художника.

Но даже если на этот вопрос будет дан ответ, то согласись, связь между эмоциями и творческим или научным озарением только косвенная.

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост
Сергей Агапкин
****
Сообщения:2416
Зарегистрирован:13.03.2002, 21:24
Откуда:Рязань
Контактная информация:

Сообщение Сергей Агапкин » 1.09.2007, 18:14

ABC писал(а): Но ты так и не прокомментировал тот факт, что большинство ученых ничего тяжелее ручки в руках не держало и никакой позы, кроме сидя на стуле, не принимало. Так вот, как они обходились без "стимуляции РФ афферентной информацией"? И почему спортсменов, например, гимнастов, у которых такой стимуляции выше крыши, так редко посешает творческое и научное озарение?
Ты игнорируешь полимодальность нейронов РФ и то что сигналы к ним поступают не только от соматических рецепторов, но и от других органов чувств. Это не говоря уже о гуморальных факторах, которых при физической нагрузке предостаточно - катехоламины, СО2, тироксин и пр. Также следует учитывать и влияние коры на РФ.
Что касается физ.нагрузки у учёных - по-моему ты утрируешь. Многие из них физ.нагрузкой занимаются - от зарядки до тениса.
Да и спортсмены спортсменам рознь - по-моему Дельгадо проводил исследования на цирковых акробатах и гимнастах и показал, что сохранность интелектуальных функций в старости у них заметно выше, нежели у контрольной группы. Не стоит также забывать, что практически нет видов спорта, имеющих основным инструменов удержание статического положения в течении длительного времени. Только в последнее время стали включать изотонические упражнения в тренировочный цикл в циклических видах спорта.
ABC писал(а): Понятно же, что этот оптимум для "творческого" йога должен быть гораздо ниже, чем для какого-нибудь экзальтированного художника.

Не уверен... С одной сторны этих исследований никто не проводил по причине отсутствия добровольцев, с другой стороны мы имеем массу описаннных случаев нестандартного и эксцентричного поведения реализованных мастеров.
ABC писал(а):Но даже если на этот вопрос будет дан ответ, то согласись, связь между эмоциями и творческим или научным озарением только косвенная.
Конечно соглашусь! Вообще у меня в мыслях не было объяснять просветление только с помошью асан. Есть пранаяма, есть самъяма - там методы становятся всё более специфическими.
В любом случае, спасибо, за интересную дискуссию.

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост
Ответить