К решению этой задачки я бы подошел, используя метод «граничных значений». Возьмем к примеру соотношение гунн в субъекте 100:0:0. Чистая саттва. Что произойдет в этом случае?
В этом случае просто произойдет «схлопывание», субъект не сможет не отразить в полной мере «свет пуруши» и наступит самадхи.
Более того, саттва, сама по-себе, абсолютно бездеятельна (читай Мишру). Благость это да, удовлетворенность – да, счастье (в понимании раджа-йогов) тоже да, а вот любое активное и деятельное чувство, и тем более деятельность - это нет. Итак, без раджаса, ну ни как.
Сами сутры (раздел о нияме) говорят о том, что чистота саттвы ведет к контролю чувств. Я думаю, чувства просто уходят, за ненадобностью. Тот орган, который отвечает за чувства, становится лишним и отмирает.
Безусловно, есть примеры индийских святых, которые смело могут стать примером для христиан в части отношения к ближнему. Но они не раджы. Вот об чем речь.
Ибо сутры говорят:
Итак, саттва в своем пределе, столь чиста, что почитает все остальное нечистым и не желает с ним контактировать.«A-40. Благодаря чистоте [возникает] отвращение к собственному телу и нежелание контакта с другими»
Как здесь не вспомнить незабвенного Федора Михайловича:
А это из другого раздела:«Я, говорит, люблю человечество, но дивлюсь на себя самого: чем больше я люблю человечество вообще, тем меньше я люблю людей в частности, т.е. порознь, как отдельных лиц. В мечтах я нередко, говорит, доходил до страстных помыслов о служении человечеству и, может быть, действительно пошел бы на крест за людей, если б это вдруг как-нибудь потребовалось, а между тем я двух дней не в состоянии прожить ни с кем в одной комнате, о чем знаю из опыта».
Йогин стремится к тому, что следует разделить пурушу и пракрити. Вот эта цель (идеал) и является тем, что уводит от «грубого, материального и нечистого» исключительно в область тонкую, внутреннюю. А каков идеал, таковы и плоды и методы (это я к вопросу об общественной деятельности и испытыванию чувств к субъектам).«A-17. Соединение видящего и видимого есть причина того, что должно быть устранено»
А вот еще:
В том числе и «обусловленность добродетелью» (см. А-14). Неужели, упомянутые тобой раджы этого не знают? Знают наверняка. А оттого и «не обусловлены добродетелью». А что это как не контролируемая глупость?«A-15. Поистине, для мудрого все есть страдание - из-за подверженности непрерывному изменению, беспокойства, следов [прошлых] впечатлений, а также по причине противоречивого развертывания гунн»
Саттва самодостаточна и удовлетворена. Саттвичный человек сыт своей удовлетворенностью. Какие чувства могут быть результатом сытой удовлетворенности?
Вот он и ответ. Высшее счастье. В котором нет места ближнему (см. А-40 и А-17).«A-42. Вследствие удовлетворительности [становится возможным] обретение высшего счастья»
В конечном счете, даже те плоды, которые получает практикующий до достижения конечной цели (самадхи), будут подобны тому, к чему он стремится:
Р.Мишра.Когда индивидуальное «я» соединяется с универсальным «Я», оно поднимается над эмпирическими чувствами, т.к. оно лишено всех эмпирических признаков и свободно от всех материальных качеств. Освобожденным душам больше нельзя приписывать никаких отличительных признаков.