Зачем нужна асана

Обсуждение вопросов, связанных с практикой и теорией хатха йоги

Модераторы:Сергей Агапкин, D.Powidloff, Simha, Mодераторы

клон
**
Сообщения:199
Зарегистрирован:8.08.2003, 04:24
Откуда:с.-петербург

Сообщение клон » 1.11.2005, 00:47

Виктор писал(а):А уж мне-то, как последователю Патанджали, до чего интересно наблюдать тех, кто следует его рекомендациям вслед за мной... :lol:
Очевидно,чтоб наблюдение последователей Патанджали состоялось необходимо достичь совершенно определённого уровня ментальной релаксации.Т.е. взять и поверить ,что Патанджали что то там (в сутрах)говорил о релаксации вообще, и о "ментальной" в частности.(4смайлика).

САР уже как то сообщал одну из своих истин в последней инстанции: "Релаксации не существует".Т.е. при подходе к практике йоги по Патанджали совершенно ОБЯЗАТЕЛЬНО избегать этого новомодного термина. Для этого нужно релакснуться как получится.Т.о. и будет достигнуто именно то равновесие ,о котором в САР говорят : "каждому своё существование и несуществование, всё прочее от лукавага". При этом, совершенно необходимо не в коем случае не подвергать сомнению объективность реальности. А то на все просветлённые головы "последователей Патанджали" табуреток не хватит.
Последний раз редактировалось клон 2.11.2005, 22:31, всего редактировалось 2 раза.
С.А.Р. вам (не)поможет

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост
клон
**
Сообщения:199
Зарегистрирован:8.08.2003, 04:24
Откуда:с.-петербург

Сообщение клон » 1.11.2005, 00:55

atry писал(а):Если серьёзно , то у меня подобная реакция ПП вызвала недоумение.
Может разный смысл вкладываем в слово "думать". ? Для меня оформленная мысль это слово или фраза внутри головы. ........
Одной из промежуточных целей асаны является обретение способности не страдать от непонимания, иначе пребывание в состоянии решительной неспособности ответить на вопрос "Вы понимаете ,где ты Вы находитесь", а попросту- намеренное и последовательное маразмирование, можно будет смело назвать каким нибудь модным (современным_) термином , типа "стадия ЧВН" ,сопутствующая "ментальной релаксации" ,наделённой какими то совершенно реальными ,почти осязаемыми,признаками.
:arrow: САР напоминает одну из своих истин "Йога-наука ничего не выдумывать ,как в намеренном бездействии ,так и в намеренном действии"
С.А.Р. вам (не)поможет

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост
ND
*
Сообщения:65
Зарегистрирован:28.05.2003, 15:01

Сообщение ND » 1.11.2005, 11:06

Осторожно: «гусиный грипп»! Известен также как САР. Ёгам не опасен.
Остальным требуется прививка.

По существу.
Народ!
В 101 раз предлагаю прежде чем скрещивать трезубцы определиться в терминах.
Просто ёги не существует. Есть ёга ЙС и есть ёга ХЙП. Это не просто разные изложения одного и того же. Это два принципиально разных подхода к проблеме «освобождения человечества». Но!
И там, и там есть асана. Идет ли речь об одном и том же? Вот в чем вопрос.

Лично я считаю, что это совершенно разные вещи, хотя и называются одним словом.

Еган однозначно спрашивает про хатху. Так давайте про нее и спорить.
Асану П лучше обсуждать отдельно. Нельзя мешать закуску и десерт в одном флаконе.

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост
egan
*
Сообщения:89
Зарегистрирован:29.10.2004, 18:36
Откуда:Москва

Сообщение egan » 6.11.2005, 01:54

ND писал(а):Есть ёга ЙС и есть ёга ХЙП. Это не просто разные изложения одного и того же. Это два принципиально разных подхода к проблеме «освобождения человечества».
Меняется человечество - меняется подход.
Сегодня пытаться строить практику, опираясь исключительно на ЙС, - имхо, все равно, что пытаться поставить театральный спектакль, опираясь только на "Поэтику" Аристотеля.

Конечно, я говорил о Хатхе.

"Все средства Хатха-йоги предназначены для достижения совершенства в Раджа-йоге"

Сегодня Хатха, имхо, - мост над пропастью между Раджа-йогой и социумом (в широком смысле). Асана - состовная часть Хатхи. За этим, собственно, она и нужна, если не вдаваться в подробности.

Но интересно было узнать, что народ думает именно про эти самые "подробности". Какие именно изменения в результате практики асан должны с нами происходить с точки зрения "интересов йоги" и современного понимания?

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост
Петр и Павел
***
Сообщения:233
Зарегистрирован:2.04.2002, 08:50
Откуда:от верблюда
Контактная информация:

Сообщение Петр и Павел » 6.11.2005, 03:28

А позвольте с вами поспорить, господа йоги ND&egan?
ЙС и ХЙП это разный уровень объяснений.
У Патанджали нет техник, а есть определения. Вообще, мне кажется, древние были умней и не делали описаний упражнений, а давали их при непосредственной встрече.
Сутры это описание процесса. Без технических деталей.

Сутра 2-46. Определение асаны.
асана обладает свойством стхира и сукхам. Где здесь неподвижная?
ССС переводит стхира как устойчивость, т.е. равновесие.
А сукхам как комфорт или даже счастье.

Сутра 2-47. Как достичь асану?
Через прекращение праятны и сосредоточение на ананту.
Опять слова сложные.
Праятна - в философии ньяя это одно из 24 качеств, характерезует усилие.
Ананта - либо основание всего, либо бесконечно удаленное, что одно и тоже.

Сутра 2-48. Что будет при достижении асаны?
Исчезает пара противоположностей.

Или суммируя все 3 получается, что асана это такое упражнение в устойчивом равновесии при котором через устранение усилия и правильном сосредоточении исчезают противоположности.

Разве хатха йога это отменяет? Хатха йога развивает дальше человеческую физиологию.
Там, где у Патанжали только зачатки в виде "упражнений на одну таттву" или еще разные намеки на коши и прочее. В хатха йога развернутая идеология физического (кости, суставы) и пранического (дыхание, пищеварение, кровообращение) тел.
Но результат как подчеркивается в Прадипике все тот же - раджа йога, как описано у Патанджали.

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост
egan
*
Сообщения:89
Зарегистрирован:29.10.2004, 18:36
Откуда:Москва

Сообщение egan » 7.11.2005, 01:55

Петр и Павел писал(а):асана это такое упражнение в устойчивом равновесии при котором через устранение усилия и правильном сосредоточении исчезают противоположности.
В целом - имхо, очень верно и "своевременно".
Только два момента:
1. Не ясно до конца, что понимать под "устранением усилия".
2. Исчезают не противоположности, а различия между ними (например, между напряжением и расслаблением, или между умом и телом).

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост
я
****
Сообщения:1666
Зарегистрирован:15.04.2003, 15:31
Откуда:РнД
Контактная информация:

Сообщение я » 8.11.2005, 15:04

Я не Пётр и не Павел, но по пп.1,2 думаю следующее::
1. Под "устранением усилия" понимать устранение усилия.
2. Поскольку человеческая психика воспринимает не столько сам предмет с его "абсолютными" качествами, а скорее градиент, разность между качествами /либо у одного предмета "до" и "после", либо между разными предметами/- то собственно суть становится ясной. Мы ведь, пока не в самадхи, воспринимаем именно ощущаемые джняниндриями свойства предметов. Ну и по идее, в самадхи- непосредственное чувствование, когда нет искажающего действия органов чувств. И парные противоположности просто перестают существовать.

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост
D.Powidloff
****
Сообщения:698
Зарегистрирован:11.03.2002, 11:42
Откуда:Moscow

Сообщение D.Powidloff » 8.11.2005, 15:46

Что-то мне говорит, что поскольку мы используем органы чувств для получения впечатлений, то избегнуть их фильтрующего и искажающего влияния невоможно. Речь по-моему идет именно о деятельности мозга, как источника фантазий, глюов, искажений и незамечаний. Исчезают не противоположности и различия между ними - а сам факт противопоставления разных свойств воспринимаемого, их взаимоотрицания, противопоставления и обособления. В этом смысле, действительно противоположности исчезают, хотя различия остаются...

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост
Петр и Павел
***
Сообщения:233
Зарегистрирован:2.04.2002, 08:50
Откуда:от верблюда
Контактная информация:

Сообщение Петр и Павел » 8.11.2005, 23:21

1. Усилие это качество действия. Т.е. это не устранение одной из противоположностей (возбуждение/торможение), которая исчезнет сама в результате правильного выполнения асаны, а что то еще. :roll:
По моему, здесь усилие это стремление к достижению результата.

Важней второе условие выполнения асаны это сосредоточение на ананте. Это собственно само действие, которым должен быть поглощен ум.
Дришти - пример такого действия.

2. Когда мы выполняем асану, на нас действуют противоположности. Когда мы выполнили ее и достигли совершенства - мы вне их.
Т.е. мы не утратили способность различать их, а лишь вышли из под их действия.
Качели в среднем положении - отклони их, и противоположности начнут действовать, но в среднем положении ничего нет.

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост
я
****
Сообщения:1666
Зарегистрирован:15.04.2003, 15:31
Откуда:РнД
Контактная информация:

Сообщение я » 9.11.2005, 14:48

1. Если ты говоришь здесь об отказе от стремлении к какому-то результату- получается, П. здесь упоминает вайрагью, не называя её своим именем.
Может, всё проще?

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост
Петр и Павел
***
Сообщения:233
Зарегистрирован:2.04.2002, 08:50
Откуда:от верблюда
Контактная информация:

Сообщение Петр и Павел » 10.11.2005, 01:01

нет нет :D
это вещи совсем разного порядка.

Вайрагья, по определению, это отсутствие двух противоположностей:
рага, т.е. привязанность к вещам и двеша, т.е. отвращение к вещам.
Вайрагьей еще называется уход от социума в саньясины.
Можно, например, обсудить тему является ли вайрагья результатом практики асан. В смысле отсутствия противоположностей.

Отсутствие усилия, как отсутствие стремления к результату это очень повседневная вещь. Которую каждый может делать при выполнении асан. Это как прогулка в парке, когда никуда не идешь, а просто гуляешь. При этом может существовать эмоциональная окраска. Например, рага. Т.е. тебе нравится гулять.

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост
Виктор
****
Сообщения:928
Зарегистрирован:14.03.2002, 07:27
Откуда:Москва
Контактная информация:

Сообщение Виктор » 10.11.2005, 03:09

Блин, сколько наворотов вокруг очевидного факта: асаны нужно ПРОСТО ДЕЛАТЬ, как дышишь, БЕЗ ожидания чего-либо и так, как это сегодня получается. Убрать произвольное мышление, пустить на самотек непроизвольное, увести внимание в тело, освободиться от ощущений и оставаться с тишиной в теле. Как только где-то в этой тишине и однородности начнет возникать первый "гвоздь" - выйти.
Все, абзац. Что еще неясно? Или обязательно нужно чтобы выстребаны обстряхнулись и дутой чернушенькой обьятно хлюпнули по маргазам, аще с неми габузиться для стырного оглода не сростно?
:D

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост
egan
*
Сообщения:89
Зарегистрирован:29.10.2004, 18:36
Откуда:Москва

Сообщение egan » 10.11.2005, 03:28

Петр и Павел писал(а):Качели в среднем положении - отклони их, и противоположности начнут действовать, но в среднем положении ничего нет.
В том-то и фишка, что противоположности никуда не делись. Мы их уравновесили. В обычной жизни мы всегда "делаем" одну из них большей по абсолютной величине (о механизме можно говорить долго), и получаем разницу в виде доминанты. Здесь же произошло устранение разницы, и нам достается "ноль".
Это как прогулка в парке, когда никуда не идешь, а просто гуляешь.
Подумал.
Хочется немного уточнить.
Имхо, все дело в опыте.
Такое возможно только в хорошо знакомом парке. (В незнакомом мы начнем как грибы искать знакомые детали и спотыкаться о незнакомые.) И нельзя сказать, что мы никуда не идем. Мы идем куда надо, просто не помним об этом. Впрочем, мы и не знаем о том, что мы не помним, и никогда не узнаем, потому что знакомая тропинка сама выведет нас туда, куда мы шли - "вот оно, озеро!"
Получается, что усилие - синоним старания.
Мы стремимся к результату, но не усердствуем в этом, потому что все и так получится.
Устранение усилия - результат опыта.

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост
Петр и Павел
***
Сообщения:233
Зарегистрирован:2.04.2002, 08:50
Откуда:от верблюда
Контактная информация:

Сообщение Петр и Павел » 10.11.2005, 08:26

Виктор писал(а):Блин, сколько наворотов вокруг очевидного факта:....
Все, абзац. Что еще неясно? Или обязательно нужно чтобы выстребаны обстряхнулись и дутой чернушенькой обьятно хлюпнули по маргазам, аще с неми габузиться для стырного оглода не сростно?
:D
да, пожалуй я не прав.
вайрагья не наступает автоматически после асан.
остается рага к своему пониманию и двеша к чужому...
Устранение усилия - результат опыта.
а опыт - результат практики. :lol:

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост
Сергей Агапкин
****
Сообщения:2416
Зарегистрирован:13.03.2002, 21:24
Откуда:Рязань
Контактная информация:

Сообщение Сергей Агапкин » 10.11.2005, 12:20

Я бы попросил участников спокойнее относиться к чужой точке зрения и не забывать, что их собственное мнение - не более чем ИМХО, пусть и подкреплённое 10-15-20 годами практики.
Ежели кому поорать захочется - это на своих форумах, благо у многих участников они есть.

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост
Ответить