Некоторые моменты учения академика Ухтомского о Доминанте и соотношение с практикой йоги. Очерк.

 

Цель от себя отводит человек
Сменяя мысли каждое мгновенье.
Дав ход одной, другую он пресек.

Данте Алигьери «Божественная комедия», Ад

(перевод М. Лозинского)

 

 

На этом пути разум целен и прочен,

У прочих – безволен, расплывчат, неточен.

 

«Бхагават Гита»

(перевод С. Липкина)

 

Некоторые моменты учения академика Ухтомского о Доминанте и соотношение с практикой йоги.

(очерк 1)

Вкратце о том, что такое Доминанта, Двойник, Собеседник.

Существует разделение в человеке –неуловимая грань между внутренним миром и внешним.

Доминанта – «центр тяжести» в человеке, то на что он направлен – и психологически и физиологически и т.п. -  всецело собой всем, как Системой.

Ухтомский использует два образа для раскрытия концепции Доминанты: «Двойник» и «Собеседник» - соответствуют тому, на чем (вернее – «на ком») расположена Доминанта человека.

«Двойник» - это перенесение на окружающий мир и конкретного человека наших внутренних конфликтов  и т.п., образ болезненной самопогруженности, рефлексии.

«Лицо», «Собеседник», или иначе - «Заслуженный Собеседник» - результат нашей внутренней работы над собой – реальным мир и человек «во всей его красе», как он есть. В своём максимуме – проявляется в чувстве любви.

«Любить - это видеть человека таким, каким его задумал Бог» (З. Гиппиус)

 

Итак, внутренний мир и реальность. А. Ухтомский спрашивает и отвечает: «Где наименее выдуманная мною самим, наиболее безусловная, наиболее конкретная и непрестанно новая реальность, как не в живом человеческом лице вне меня?»

 

И предлагает нам осуществить внутреннее преобразование: «Поставить доминанту на человеческое лицо – т.е. на реальнейшую из реальностей – то, что тебе дано сейчас в ближайшем встречном человеке».

Что это означает?  «Это значит уметь заранее приветствовать и принимать все то новое, постоянно вновь заявляющее о себе бытие другого, независимо от моих ожиданий  и теорий о нем».

Понятно, что речь идет о состоянии ясности и открытости миру – которое подразумевает исключение внутренних конфликтов.

 

В итоге, по Ухтомскому, картина мира  получается такой: «Мы все одно,

как ни застилаемся друг от друга условными скорлупками, которые с годами  становятся застарелыми и прочными – но как только счастливый случай размягчит и разобьет скорлупу, просыпается всё та же дорогая тяга по сродству между тем, что в одном лице и тем, что в другом»

 

Это аналогично описанию мира, каковым его видят мудрецы-провидцы из Катха-Упанишады:

«Единый Вечный - в преходящем

Единое Сознание - во множестве сознательных существ.

Безмятежны и могучи те,

Кто прозревает это в других - как в самих себе.

Им лишь суждено вечное блаженство, и не иным».

 

Ухтомский, с одной стороны, делает приоритет «конкретного ближнего» перед «абстрактным всеобщим». С другой, говорит, что: «Ни общее и социальное не может быть поставлено выше лица, ибо только  из лиц и  ради лиц и существует, ни лицо не может быть противопоставлено общему и социальному» - ибо  именно в  них он и реализуется.

 

А вот так описывает Ухтомский то, от чего следует избавляться:

«Своя теория, своё понимание, своя абстракция ему дороже, чем встречные люди в их конкретной реальности. Циркуль всё по прежнему продолжает опираться на своё персональное понимание, а мир и люди продолжают представляться вращающимися около моего понимания».

По сути, «доминанта на себе» - это омраченность, затемняющая для нас и мир и нас самих же: «Наши доминанты, наше поведение стоят между нами и миром, между нашими мыслями и действительностью».

Это воплощается в зловещем образе «Двойника» - нашей негативной проекции на окружающей мир.

Что же  необходимо?

«Освободиться от Двойника – вот  необыкновенно трудная, и необходимейшая задача для человека».

Каков результат? Что получается в результате такого освобождения, такого перелома внутри себя:

«Человек впервые открывает для себя Лица помимо себя и вносит в свою деятельность и понимание совершенно новую категорию «Лица», которое “никогда не может быть средством для меня, но всегда должна быть моей целью”».

Как это преобразует человека: «с этого момента и сам человек, вступив на путь возделывая этой доминанты, впервые приобретает то,  что можно назвать «лицом».

В этом еще раз проявляется взаимосвязь внутреннего и внешнего: «вот  подлинная диалектика! Только переключивши c себя свою деятельность на других, человек впервые находит самого себя как лицо!»

В итоге получается реализация того принципа, о котором говорили Отцы церкви: «Господь хочет, чтобы человек чрез человек спасаем был» Преп. Иоанн Карпафский

 

Метод смены доминанты.

Что в качестве  работы над собой предлагает Ухтомский для смены доминанты: «Нам надо тщательно и бдительно работать над собой, всё время дисциплинировать себя и свои мысли, держать себя всё время под контролем».

Доминанта по Копернику: «В порядке нарочитого труда следует культивировать и воспитывать доминанту «по Копернику» - поставив «центр тяготения» вне себя, на другом: это значит устроить и воспитывать своё поведение и деятельность так, чтобы быть готовым в каждый данный момент предпочесть нооткрывающиеся Законы мира и самобытные черты и интересы другого Лица всяким свои м интересам и теориям касательно их».

Понятно, что это классические методы, которые можно обозначить как "(само)воспитание" и "контроль".

Согласимя, они так же полезны и необходимы в  жизни.

 

Обратимся к йоге.

Как в данном случае она может быть применима, каково может быть ее место в рамках данного учения о доминанте?

 

Практика йоги – совершенно особый режим деятельности, мышления, существования вообще.

На время практики йоги все доминанты сворачиваются, и в этом контексте практика йоги - это бесдоминантное состояние.

Отсутствие какого либо  психологического или физиологического возбуждения (вритти народха) при сохранении осознанности, т.е. - самого сознания (читты)

Какие могут быть ошибки?

Если в практике йоги доминанта есть и установлена на себе - это обыкновенная рефлексия, и какой толк уделять для нее специальное время на коврике?

Если на другом – то надо либо идти тогда и этим другим заниматься (коли совесть замучила), либо пока подождать…

Что нужно? Именно бесдоминантное состояние, реализуемое в ЧВН либо близко к нему.

И что происходит?

Доминанта, привычно прилипшая к себе любимому, как   несомненному "пупу вселенной", в практике исчезает.

И начинает появляться понимание - что "этот пуп"  не такой уж и вселенский.

При таком дискретном режиме существования (практика йоги – активная жизнь) сама доминанта начинает дрейф – к Другому, то есть в Мир.

Это переживается как ясность. Мир открывается. Появляется мини-сиддхи- как результат того, что взаимосвязи, «нити мира» (образ из «Путешествия в Икстлан» ККастанеды) становятся более ясными, и их можно ухватить.

 

«Мое созерцание было моим вопросом, их ответом - их красота» (Блаженный Августин)

 

ПРИМЕЧАНИЕ:

Данный очерк носит ознакомительный характер, и только приглашает познакомиться с существованием интересного учения, знать о котором полезно всем, интересующимся йогой. Академик Ухтомский разрабатывал учение о Доминанте на стыке физиологии, психологии и социологии. Он исследовал организм, психику человека, взаимоотношения людей и все эти феномены в их взаимосвязи. Касался он так же вопросов философии и этики, создавая, таким образом, стройное учение о человеке.

Поэтому желающим более подробно ознакомиться с учением о Доминанте, в том числе в области физиологии, можно порекомендовать обратиться к соответствующим трудам академика.

В частности, есть книга - сборник трудов по данной теме:

Алексей Ухтомский "Доминанта", СПБ, Питер, 2002 (серия "Психология-классика")