ул. Ленинский проспект дом 37 корпус 1 Москва, Россия
8 (495) 023-65-00

Содержание материала


ГОРНЫЙ СЕМИНАР Южнороссийского йогацентра-2008

Однако, надо отобразить на бумаге впечатления после очередного (пятого, кажется) майского горного семинара ЮРЙЦ. Ибо приступят неездившие и вопросят: «А что ТАМ было?» - и надо будет отвечать по десятому разу одно и то же... А лень...

 

Итак, было много нового. По разным причинам было решено в этом году сразу организовать базу выше в горах относительно Мезмая. Как показала практика, не получалось дойти за 3 дня согласно программе занятий до новых интересных и «сильных» мест из-за неподготовленности группы (то спальники, несмотря на все предупреждения, летние, то просто сил не хватает, то погода явно не «шепчет»). Так что в составе небольшой группы провереных и некапризных практикующих мы выехали на базу «Нежная», что всего в 4х км от Лагонаки. Выбранное место позволяло совершать радиальные выходы (в т.ч. с ночёвками). Ну и баня, отличная баня всегда под рукой. Выходы для практики были запланированы на Цербелевы поляны, в пещеры (Пикетная), на Грот и к ущелью Сухого Курджипса. Все эти места обладают, помимо относительной труднодоступности, своим особым характером, влияющим на практику и позволяющем забегавшемуся задёрганному горожанину наконец остановиться. Послушать лес, горы, птиц... Себя. Почувствовать разницу между окружением Природы и четырёх стен зала. Отфильтровать всё то наносное, что покрывает нас тонким слоем урбанистической пыли. И вздохнуть свободно.

Йогический туризм позволяет это сделать.

Практика же была преимущественно дыхательно-созерцательная. В самом деле, не силовые же асаны практиковать после рюкзачных переходов, пусть и небольших (километров семь), но с горы - на гору, порой под дождём. Кое-кто был в горах впервые или после долгого перерыва. Так что облегчение общей пешеходной нагрузки было в планах (хоть и не всем «ходокам» это понравилось). Но всё равно медленные мышцы нагружались, осанка отстраивалась, и условия для враджана-пранаямы наличествовали. А асаны – асаны были растягивающе-восстанавливающими. Вытяжения, скрутки – всё, что помогает «обновить» спину. Фотографий данных практик мало, т.к. штатный фотограф совмещал должность ведущего и делать съёмку было порой решительно невозможно. ?

Среди дыхательных практик основное внимание было уделено тем, которые позволяют собирать внимание вовнутрь, выставить стабильное монотонное дыхание и, соответственно, сбалансировать ум и остановить его суету. Контроль дыхания, контроль внимания, контроль ума. До самавритти и состояния кевала-кумбхаки некоторые граждане доходили минут за двадцать. Сильно способствовали этому и горы. И воздух: в городе так не по(не)дышишь!

Как не вспомнить Чхандогья-Упанишад: «Вслед за тем пожелало уйти дыхание. И подобно тому как превосходный конь вырывает колышки, к которым привязаны его ноги, так оно вырвало [из тела] другие жизненные силы. Они собрались вокруг него и сказали: «Почтенное, будь [нашим господином]. Ты- лучшее из нас. Не уходи.»

Визуализационные практики позволили чётче осознать аспекты органического и тонкого тела. Тратака в условиях пещеры с дальнейшей частичной сенсорной депривацией во-первых успокоили ум, во-вторых позволили некоторым внезапно обнаружить себя в состоянии пратьяхары («Представляешь, я была в полном сознании и не чувствовала тела! Могла как бы посмотреть на него со стороны – совершенно спокойно!») У других были свои новые ощущения: тело, наоборот, вдруг представилось уму в абсолютной полноте, кажется, каждая клетка была озязаема. У третьих на «чёрном экране» пещеры появлялись некие светящиеся формы... Короче, у каждого свои самскары ?

Также можно поздравить тех, кто смог со стороны посмотреть на свою боязнь замкнутого пространства и пройти через шкуродёр в Пикетной. Кто там был – меня понимает!

Занятия и ночёвка на дольменном городище на Цербелевых полянах позволила чувствительным натурам кое-что ощутить на мегалитах. Что – спросите у них, это личное. Но то, что это место положительно помогло осознать ещё один аспект себя – факт. Ну а уж обратный путь под дождём в гору по лесовозной дороге – особенный экстрим ?

И вообще – кто там был, мог сам убедиться в мощи и одновременно хрупкости Природы. В необходимости глубокого экологического подхода и к себе, и к окружающему пространству. Тем более что этому живому пространству – совсем недалеко от мест проведения семинара - сейчас смертельно угрожают планы строительства объектов олимпиады-2014 практически на территории Всемирного Природного Наследия ЮНЕСКО – Северо-Кавказском государственном биосферном заповеднике (Грушевый хребет) и на территории Сочинского национального парка. Другая угроза - строительство дачи президента на Фиште и дороги к ней (территория того же заповедгника).

Так что проблема Ахимсы на Северном Кавказе стоит особенно остро... И это, как всегда, внутренняя проблема людей.

Смотреть фотографии

 


 

Традиционный выезд в Мезмай. Новый 2006 год

 

Это был просто отдых. Это был отдых от надоевшей городской суеты, смога и бега. Это было, пусть небольшое, фрагментарное, но единение с Природой. Новогодний выезд в «горный филиал» ЮРЙЦ в пос. Мезмай.

А поскольку все мы оказались каким-нибудь боком да связаны с практикой йоги, то тема эта ненавязчиво проходила сквозь все дни пребывания в Мезмае. Помимо ростовских практиков в мягком «йогическом туризме» приняли участие и московские коллеги, занимающиеся в АЙЦ и «Сантоше».

Это не был семинар, поэтому и программы занятий никакой не было. Участники вылазки, имея определённый опыт, практиковали самостоятельно, индивидуально находя то самое, своё, состояние Единения. Состояние спокойствия и однонаправленности ума, зачастую спонтанно возникающее в горах - не спутать ни с чем. То ли окружающее величие трепетно проникает в тебя изломаной линией горизонта, то ли мягкие, почти неощутимые ароматы земли, трав и рек нежно успокаивают душу - но в городе так легко Это не приходит.

Однако, достаточно высокого штиля. «Особенности национальной практики ёги в зимний период» заставили большее внимание уделять дыхательным и созерцательным практикам, однако, изрядно утеплившись и благодаря мягкому климату и тёплой погоде всё прошло успешно. Собственно об этом и фотоснимки, составляющие две условные группы: «ЛЮДИ» и «НЕ-ЛЮДИ». В смысле - мы и Природа. Почти без нас…

 

 


 

Май в Мезмае, 2004г

«Рыдали седые реки,
В туманные дали глядя.
В замерший миг вплетали
Обрывки имён и прядей…»
Ф.Г.Лорка.

Любой рассказ о пребывании в горах несёт в себе отпечаток /того/ настроения, свежести водопадов, ароматов лугов, отблесков снегов и скал. Он содержит в себе воспоминания о переходах, ночёвках, о чистейших родниках и синем хрустале неба, о нежных объятиях рюкзака и дыме костра…Да мало ли ещё о чём!Однако, хватит расслабленно вспоминать про Первый Выездной Семинар в Мезмае, решил я, беспечно шаря на рабочем месте по интернетовским просторам вместо того, чтобы всецело отдаваться работе. Пора бы, освежив всё в памяти, написать пару абзацев для родного сайта. А то, глядишь, скоро уже новый семинар надо готовить, а ещё о старом не отчитался перед мировой общественностью!

Итак, общественность, отчитываюсь.В данной статье сделана попытка свести воедино мнения разных людей, участвовавших в семинаре, имеющих различный уровень подготовки (как туристической, так и “йогической”), ставящих перед собой разные цели, занимаясь практикой йоги (или йогической гимнастики, как хотите). Кроме того, помимо чистого любопытства («А как я тут на фоне облаков смотрелась?») участники семинара могут извлечь из прилагаемых фотографий практическую пользу, отслеживая себя «со стороны». Конечно, на сайте размещены далеко не все снимки, сделанные во время семинара, но всё же…

Естественно, семинаристы могут ознакомиться со всем объёмом репортажных фотографий. В компакт-дисковом и бумажно-целлулоидном варианте. Никаких тайн! Итак, после некоторой организационной мороки удалось организовать доставку группы на нашу «базу» в Мезмае. К сожалению, не всем повезло ехать в гремящем дудкинском полноприводном УАЗе-«батоне», так что те, кому не повезло, были вынуждены заценить невыразимую красоту Гуамского ущелья, оставив свои стремительные, но низкосидящие иномарки в деревне Гуамка- там, где, собственно, кончался асфальт. И начинались приключения.Прежде всего дождь. Несильный, но всё-таки... Хвала Аллаху, шёл он не постоянно. И некоторую часть 9-километрового пешего пути по ущелью наши герои (которые, к слову сказать, оказались там в первый раз в жизни) были вынуждены преодолевать не в лучшем настроении. А учитывая тот факт, что многие из группы были «в горах» первый раз в жизни, учитывая рюкзаки у некоторых за плечами (Игорь, согласись, что даже самый классный рюкзак не лучше его отсутствия - при прочих равных условиях!), учитывая раздолбанное полотно узкоколейки, по которому надо было идти, учитывая чистейшую горную грязь под ногами- всё это вносило свою лепту в общее состояние группы.Но, несмотря на походные трудности, группа успешно продвигалась к конечной точке сегодняшнего маршрута- Мезмаю, где их ждало гостеприимство, тепло, ночлег и удобства во дворе.

И где-то часам к пяти вечера обе подгруппы воссоединились на «базе». Размещение, ужин, первые впечатления…

ОТБОЙ!!

На следующее утро несколько активистов-экстремалов прямо с восходом отправились на берег р.Курджипс, дабы лично проверить, открыт ли купальный сезон. Оказалось, что ещё нет. Пришлось открывать…(Для тех, кто не в курсе: Курджипс- река бассейна Кубани, берёт начало на ледниках Лагонакского нагорья. Совсем недалеко от Мезмая, кстати. То есть на своём недолгом пути по каменистому ложу вода не успевает прогреться выше градусов десяти, да и то к середине лета. Правда, загрязниться тоже не успевает: выше Мезмая по течению нет населённых пунктов, так что ледниковая вода сохраняет свою чистоту и пригодность для питья. Хотя, конечно, учитывая прошедшие дожди, воду нельзя было назвать прозрачной. В первый день. Потом дожди прекратились и с прозрачностью стало гораздо лучше.)

Но что-то я отклонился от темы. Итак, группа активистов-подводников, прибыв на берег Курджипса, приступила к открытию купального сезона.

Первое мая, праздник… Восемь утра. Пустынные брега Курджипса… Пасмурно… И человек семь парней и девушек быстро и нетихо погружаются в воду, выскакивая из неё, впрочем, ещё быстрее. А как вы хотели? Речка-то горная!С берега за нырянием наблюдают две наших барышни, слишком скромно оценившие свои возможности по погружению в холодную воду. Смотрят-наблюдают… И наконец, Евгения, замечает подругам: «Девочки, вы так эротично это делаете!» и, тоже решившись «поиграть в ледокол», прыгает в воду. Неописуемый экстаз! Лене ничего не оставалось, как присоединиться. Коллектив- страшная сила!Кроме шуток: замечено, что купание в Курджипсе даже в простуженном состоянии быстро и эффективно снимает все признаки ОРЗ, ангины и прочих подобных заболеваний. Некоторые из нашей группы смогли в этом убедиться лично. Ну а если добавить регулярное повторение джала-нэти, чистку корня языка- что, впрочем, входило в перечень ежеутренней программы- то выздоровление наступает на следующий день.И можно снова пить холодное пиво! J «Хадыженское Саттвичное Светлое». С шоколадом. Эххх!Шутка.

После водных процедур тут же на берегу практиковался Сурья Намаскар, в разных вариантах. Цикл разогревающих пранаям. Замёрзших, само собой, не было. Вспотевшие были.

Маршрутом первого тренировочного дня семинара было решено выбрать не слишком длинный путь на Полочки - своеобразный скальный карниз на северном склоне Гуамского ущелья. Его ширина в некоторых местах достигает пяти-семи метров. «Пол» ровный, что немаловажно. Подъём от «базы» занял часа два: надо было учитывать ещё не закончившуюся акклиматизацию группы к горным условиям, размокшую тропу и непривычность некоторых к горным путешествиям. Но спешить было некуда, так что в размеренном ритме группа поднялась на Полку, обойдя недавно произошедший обвал нависающего карниза.

Данное место как нельзя лучше подходит для медитативных практик. Своеобразная сила наполняет его. С Полочки открывается чудесный вид на Лагонаки. Снежники, не тающие порой и летом, манят свежей чистотой, альпийские луга в период цветения- неповторимый букет ароматов, цветов и ветра… Лента Курджипса, пенясь, петляет внизу, скалы серого, чёрного, шоколадного цвета, обрывающиеся к нему рядом с нашей площадкой…Вспомнился Ф.Г. Лорка…

Единственное, что вносило минорную ноту в эту симфонию природы-пасмурная погода и ветер. На высоте, знаете ли, чувствуется. Поэтому в программу занятия было включено изрядное количество силовых асан, манипуляции брюшной стенкой… Никто не отрицает необходимость тёплой одежды, но, я вам скажу, важность «разогревающих» практик тоже нельзя недооценивать. Как показывает опыт, в отсутствии упомянутой тёплой одежды и в присутствии дождя ночью в горах можно успешно согреваться и таким вот образом. Не Гималаи, конечно, но всё-таки. В итоге утром вы имеете высушенную на себе одежду и бодрый вид. А что ещё надо?

Второй день был ознаменован, пожалуй, самым напряжённым переходом. Так как местом проведения тренировки была выбрана площадка рядом с Тёмнолесским дольменом. Как известно, для размещения мегалитических сооружений древние выбирали особые места, умножая их природную Силу за счёт особых каменных конструкций, возводимых не этом месте.

Северный Кавказ богат памятниками мегалитической культуры- дольменами, более сложными и разнообразными в конструкционном плане, чем где-либо ещё в мире. Предназначение данных сооружений до настоящего времени однозначно не выяснено. Дольмены являются современниками египетских пирамид, жаль только, что они гораздо хуже защищены от нашествий вандалов…Тёмнолесский (Мезмайский) дольмен характерен уникальными особенностями: наличием паза для «нар» в стенках и нерасшифрованной рунической надписью. Более подробную информацию о нём и о других памятниках мегалитической культуры Северного Кавказа можно узнать на отличном сайте Сергея Валганова «Путь Дольмена» .

В ходе длительного подъёма по северному склону ущелья группа наконец-таки вышла на поляну, на которой находится дольмен. Правда, не на ту, что нужно. И наличие дольмена на этой поляне подтвердилось только после тщательного её обследования. Ну бывает, ну зашли не туда. Обнаруженный «не тот» дольмен находится в более разрушенном виде, чем всем известный. Окружающие его заросли не позволяли провести тренировку, так что группа, сориентировавшись, двинулась к «нашему» дольмену в урочище «Полгоры»..(Это я сейчас понимаю, что если бы не «топографический кретинизм» Светы, заведшей нас «не туда», - не нашёл бы я тот «другой» дольмен, который пытался найти года два…)

Итак, выйдя наконец к нужному месту и разместившись, группа занялась практикой. Разогрев, растяжки, комплекс асан, снимающих напряжение ног и спины после длительного подъёма в гору. Серия пранаям: капалабхати, бхастрика, сурья-бхедана и т.д.

Кстати, как показала практика, при наличии относительно ровного участка дороги в горах очень хорошо идёт враджана-пранаяма: кажется, вокруг не воздух, а нектар бессмертия. Но в данных условиях особенно важно указывать и помнить о мерах безопасности, о трезвом расчёте сил и соотнесении нагрузки. Ибо «неправильным выполнением <пранаямы> болезни приобретаются».В процессе «горных» тренировок момент дополнительных физических нагрузок приходится учитывать особо. То есть чаще делать паузы для отдыха, расслабления, а в пути - привалы.

Интенсивная практика в подобных, так сказать, экологически чистых условиях позволяет организму более интенсивно очищаться, а уж если преднамеренно приналечь на шаткармы… Результат достигается гораздо меньшими усилиями, чем в городе. Что же касается устранения «тонких» загрязнений, то ввиду умиротворяющего воздействия горной природы, отсутствию привычных внешних раздражителей (работа, семья, соседи,…) покой в уме и психике наступает гораздо быстрее.

Но Мезмай характерен ещё и тем, что у людей, приехавших сюда на более-менее длительный срок, почему-то начинают быстрее разворачиваться кармические программы. «Сносит крышу». Это мнение подтверждено личным опытом нашего инструктора Светы Петровой, которая как-то уехала сюда на год, оставив все свои дела в Ростове. Полученные опыт и переживания, по её словам, дорогого стоят, несмотря порой на их тяжесть.

Вообще в Мезмай любят приезжать всякие странные люди. Среди местных (или ставших таковыми) можно найти неоязычников, йогов, христиан разных конфессий, буддистов и эзотериков разных мастей. Само собой художников и скульпторов. Обстановка, что ли, способствует?..

Надо заметить, что тренировки «на природе» практически всегда способствуют проведению созерцательных и медитативных практик. Конечно, отвлекающих факторов тоже немало, но общее состояние позволяет проще «уходить» от проблем, преследующих нас по жизни в городах. Психологический фон «тише».

Что касается отвлекающих факторов, то приходилось с большей тщательностью выбирать место для проведения тренировок: ровную площадку, поменьше насекомых и ветра При правильном построении тренировочной последовательности люди довольно быстро отключаются от внешних отвлекающих факторов и сознание сворачивается «в себя». Это, конечно, характерно для любой грамотной тренировки, но при наличии более высокого внешнего «фона», чем в зале, данный аспект приобретает решающее значение. (Мы не будем рассматривать случаи практики продвинутых раджа-йогов, которые и в прокатном цехе могут замедитировать.)

Также было интересно рассмотреть влияние горных пеших переходов на практику. С одной стороны, накопившаяся мышечная усталость не позволяет привычным способом успокоить колебания ума, возбуждаемого непривычными ощущениями. С другой стороны, при выполнении асан, компенсирующих полученные нагрузки и последующем расслаблении восстановление сил происходит довольно быстро. А прекращение флуктуаций ума происходит по иному алгоритму: у многих заранее присутствует однонаправленность мыслей, объектом которых служит мышечная усталость. Очевидно положительное влияние чистого горного воздуха на скорость восстановления хорошего самочувствия. Плюс чистые деревенские продукты, родниковая вода. Некоторые замечали, что при всех нагрузках почему-то кушать хочется гораздо меньше.

Организаторы семинара старались проводить практические занятия в местах, отмеченных особой энергетикой, не слишком удалённых и «базы» и не подверженных излишнему вниманию туристов. И хотя последнему требованию водопад «Университетский» удовлетворяет слабо, тем не менее, было решено провести очередное занятие и около него.По своей красоте данное место имеет мало конкурентов. (Ох, сложно давать оценки, там каждый поворот тропы открывает нечто прекрасное!) Группа после перехода отдохнула у чаши водопада (причём Павел по своей привычке не смог отказаться от ледяного душа), а затем, поднявшись на относительно ровную площадку, занялась практикой.

Хотелось бы упомянуть важную роль йога-нидры в восстановлении ровного комфортного физического и психического состояний. Некоторых «вырубало» ещё до окончания основной части тренировки. Сказывались повышенные физические нагрузки и иной чем в городе эмоциональный фон.

Вечерами имели место быть философические беседы, анализ различных элементов практики, результатов шаткарм, рассмотрение разных аспектов фундамента «лестницы Патанджали»- ямы и ниямы. Конечно, мнения расходились- например по поводу того, насколько буквально надо следовать предписаниям Йога-сутр и других писаний, учитывая неоднозначность переводов. Но у каждого свой опыт, определяемый своим личностным пониманием своего места в Мире и, в свою очередь, определяющий следующий уровень понимания (осознания?). Важно понять и следовать по своему пути, не путая чей-то личный опыт со своим. По большому, чужого опыта для нас и нет как такового, есть только чьи-то рассказы о том, что и как он сделал и что из этого вышло. А вот опыт… Пока руками не потрогаешь - сложно (да и не нужно) делать какие-то выводы… Из разнообразного опыта, которым одаривает йога практикующего, самым ценным является опыт медитации. Способы вхождения в нужное состояние «не себя» различны, у каждого свои предпочитаемые. Например, джапа. В горах всё звучит иначе, даже если в себе- по прежнему. Но в итоге, если удаётся ощутить Гармонию хоть на момент - день уже прожит с толком.

Особенно быстро в медитативные состояния удавалось входить, например, забравшись в Курджипское ущелье, поднявшись на подходящий карниз над поющей далеко внизу рекой, у «Пальмового» водопада. Сначала все органы чувств взахлёб сообщают о новых впечатлениях (смотри: просторы синевы и зелёная щетина горы напротив! Слышишь- крик орла! Чуешь- неописуемо пахнет цветущий куст, вцепившийся пальцами корней в базальт обрыва! И это ещё не всё!..) А потом постепенно наступает тишина внутри, покой, умиротворение. И тишина снаружи. Осознание всеохватности всего и ощущения себя во всём. «Смотри- небо становится ближе с каждым днём!»- эти строки БГ не раз приходили мне в голову, когда в очередной раз мы поднимались для медитаций на подходящий утёс в ущелье Курджипса, или на «Пальцы», с которых открывается невообразимая панорама… Небо и в самом деле падало в ладони. Опрокидывалось аметистовой чашей над головой. Звенело росчерком орлиных крыльев. Да мало ли… Не хватает слов, чтобы описать всеохватное ощущение целостности и единства Мира. Ощущение всеобщей связанности явлений и событий, их взаимозависимости. Их Единства. Йоги. Наверно, появление в душе этого чувства и есть главный итог прошедшего мезмайского семинара.



Статья взята со старого сайта.