Общее описание


SuryaNamaskar

Сурья намаскара (поклонение солнцу) — динамическое упражнение йоги, присутствующее как важная составная часть комплекса техник практически в любой школе йоги. Его часто относят к категирии Крий – за мощный очищающий и тонизирующий эффект.

Здесь мы  сделаем попытку изложить различные аспекты этой практики, взяв за основу описание и истолкование солнечного приветствия, которое было сделано Борисом Матрыновым в его книге "Солнечная Садхана" и Свами Сатьянандой Сарасвати, (Бихарская школа йоги) в трехтомнике "Древние тантрические техники йоги и крийя".

Сурья намаскара существовала в незапамятные времена, хотя и в несколько других обликах, нежели известное нам сейчас двигательное упражнение. Корни ее можно отыскать еще в Ригведе, Яджурведе, дхармашастрах, предписывающих различные виды поклонения для почитания Солнца ранним утром.

В наиболее общем виде ее выполнение заключалось в стойке с почтительно сложенными ладонями (анджали), поклоне, простирании на земле, показывающем полную покорность и самоотдачу источнику всего живого, особых знаках руками (мудрах), прикосновениях к определенным частям тела (ньяса), сопровождаемых мантрами и соответствующими мыслями. После ньясы нужно было прочитать молитвы; самая главная из них — гаятри — произносилась во время восхода солнца. Заканчивался обряд общепринятым жестом приветствия (намаскара) — касанием сложенными ладонями лба и груди.

Хотя сурья намаскару нельзя отнести к классическим асанам, потому что это совокупность ряда двигательных упражнений, однако из-за множества достоинств ныне она стала весьма распространенной в практике йоги большинства известных школ и ашрамов. Сам факт ее широкого распространения и применения в занятиях хатха йогой в Индии указывает на то, что она ни коем образом не противоречит традиции, но, напротив, дополняет ее.

Сурья намаскара — это больше, чем совокупность телесных движений и положений, даже дополненных соответствующим дыханием и приемами сосредоточения. Умение неподвижно и спокойно пребывать в том или ином положении (асане), которое считается одним из важных внешних признаков йоги, для некоторых людей оказывается поначалу нудным и трудным, если не невозможным. Ведь их подвижность и так ограничена — работой в офисе, научной лаборатории, на сборочной линии, за прилавком, сидением за рулем или дома у телевизора. Не лучше ли им открыть глаза, расплести затекшие ноги, встать и начать упражнение одновременно и в расслаблении и в движении и в сосредоточении?

Подготовительные двигательные упражнения поначалу необходимы многим. Например:


• очень нервным, беспокойным, взбудораженным;
• пребывающим в постоянном мысленном или мышечном напряжении;
• страдающим ожирением и излишним весом;
• людям с гипотонусом мышц;
• спортсменам, привыкшим к нацеленности на соперничество или на лучший результат и к рывковому образцу движений, которые, даже выполняя с гимнастической легкостью и гибкостью ту или иную асану, не могут удержать ее больше нескольких секунд;
• детям, которым долгая выдержка поз не показана, пока не сформировался скелет;
• начинающим, которым трудно выполнять асаны йоги по утрам, когда недостаточен энергетический тонус и тело не разогрето.

Да и среднему человеку, которому недостает движения, занимающемуся каким-то видом созерцания, нужна поначалу и по временам двигательная нагрузка, для того чтобы переключить и сбросить накопившееся напряжение.
Сурья намаскара может стать отправной точкой и ядром для занятий другими йоговскими упражнениями. Она может психологически, энергетически и физиологически подготовить тело и ум для последующих асан, пранаямы, созерцательных приемов йоги и т.д.

Правильное применение делает ее многосторонне полезным способом поддержания здоровья,  силы и жизнедеятельности.  Воспитание постоянства, терпения, сосредоточенности, воли при ее выполнении подготавливает к пробуждению духа, управлению сознанием и телом и гармоничному совершенству или совершенной гармонии.

Почти каждый желающий может легко включить сурья намаскару в свою повседневную жизнь. Для этого не требуется никаких особых физических данных и подготовки, денежных затрат, залов, инвентаря. Подходит практически любое время дня, от 5 до 20 минут свободного времени и любое место с пространством 2 на 1 метр. Минимально необходимый уровень здоровья и гибкости, чтобы выполнять это упражнение ежедневно, есть почти у каждого. Следует лишь дополнить это некоторым желанием и волей.
Сейчас преобладают три основные разновидности выполнения сурья намаскары: идущие от  Айенгара (Айенгар йога),  Патабхи Джойса (Аштанга-виньяса йога) и Свами Сатьянанды (Бихарская  школа). Они отличаются по входящим в них движениям и названиям.

Но, пожалуй, главное отличие заключается в подходе: в Айенгаровской школе он, можно сказать, более физическо-практический, В Аштанга-Виньяса стиле акцент делается на соединение движения, дыхания и дришти (внимания), а в Бихарской большое внимание уделяется мировоззренческим объяснениям, сосредоточению, осознанию и мантрам, что больше роднит ее с крийя йогой.

Благотворное и многостороннее воздействие Сурья намаскары на тело и сознание делают ее одним из важнейших способов оздоровления, деятельной и плодотворной жизни и подготовительным средством для развития и совершенствования тела, ума и духа.