СУРЬЯ И ЧАНДРА НАМАСКАРА ДЛЯ ДЕТЕЙ

Важное достоинство этих упражнений в том, что эти приемы йоги можно использовать в физическом и умственном воспитании детей. Духовные учителя издавна предписывали обряд приветствия Солнца вместе с простой нади шодханой и гайатри мантрой детям с восьмилетнего возраста. Выполняя их, ребенок приучался к внутреннему управлению, упражняя тело, дыхание и ум, и развивался как целостная личность. Настоящий учитель и наставник учит не только выполнению общественных обязанностей, но, прежде всего, помогает становлению ребенка, раскрытию лучших его качеств и пониманию им собственной внутренней природы.

Однако применять сурья намаскару для детей следует особенно внимательно. Важно не впадать ни в узкий прагматизм лечения сурья намаскарой лишь какого-либо определенного расстройства, ни в навязывание этим упражнением малопонятной детям мировоззренческой системы. Пройти и провести детей между этими крайностями может лишь настоящий учитель. В любом случае, к детям нужно относиться как к целостным личностям, содержащим в себе, но пока не проявившим свои лучшие качества. Детям еще предстоит вырасти — и телесно, и душевно. Поэтому очень важно правильно направить рост ребенка, искусно сочетая развитие тела, ума и духа, чтобы они были в ладу друг с другом.

При нынешней нагрузке на восприимчивые умы детей и подростков беспокойств и шумов городской жизни, несдерживаемого потока образов, речи, музыки из различных электронных устройств, напряженных программ обучения и пр. они с самого раннего возраста становятся неуравновешенными, беспокойными, раздражительными, тревожными. Отсюда и нервные срывы, и многие физические болезни. Ребенок теряется в многообразии ощущений и образов, путает воображаемую жизнь с настоящей, грезит наяву и теряет способность выразить лучшее, что в нем есть. Перенапряжение чувств гасит его творческие способности, а изобилие насилия в средствах массовой информации приводит к тому, что, когда ребенок хочет выплеснуть излишнюю физическую энергию, он проявляет ее неуправляемо и агрессивно.

Особые сложности возникают у подростков с началом полового созревания. Две главных причины многих расстройств в этом возрасте — неустойчивость вегетативной нервной и эндокринной систем и психическое перенапряжение. Телесное развитие обгоняет умственное, начинается обменная перестройка, появляются новые ощущения, чувства, желания, с ко¬торыми неуправляемый ум не может справиться. Это приводит к неуравновешенности, раздражительности, «кризису подлинности» и вывертам самоутверждения, столь распространенным в начале подросткового возраста (обычно от 13 лет). Порочный круг гормональной неуравновешенности, эмоционального напряжения и срывов грозит долго не заживающими эмоциональными травмами, различными болезнями, физическими и умственными.

Одно из возможных объяснений с точки зрения гормонального состояния, которые принимает Бихарская школа йоги, заключается в том, что процесс роста и полового созревания меняет состояние шишковидной и вилочковой желез, ответственных за сексуальную зрелость, за задержку и перекосы преждевременного полового созревания. Шишковидная железа начинает кальцироваться и хиреть, а вилочковая — съеживаться особенно сильно с возраста 8 лет, доходя до пика к возрасту тинейджеров (12—14 лет), возрасту проблем полового созревания. Упражнения дают возможность половому созреванию идти плавно, без бурных волнений и всплесков в течение нескольких лет.

Дисциплинируя эмоциональную сферу, упражнения сурья намаскары позволяют и физическому со¬зреванию происходить более управляемо. У подростков рост тела происходит неравномерно в разных частях, проявляясь временной угловатостью и возможным нарушением осанки и искривлением позво¬ночника. Сурья и чандра намаскара способствуют правильному телесному развитию и нормальному росту.
В программах асан для детей 12—14-летнего воз¬раста Свами Сатьянанды сурья намаскара выполняется два полных круга. Если сурья намаскару выполнять как отдельное занятие, то можно, пожалуй, довести до пяти кругов, лишь бы выполнение этого количества не вызывало у ребенка сильного нежелания, эмоциональной усталости и отвращения. Если они наблюдаются, необходимо резко снизить или прекратить выполнение сурья намаскары на некоторое время.

Следует учитывать местные мировоззренческие особенности. Детям — не индийцам сурья намаскару лучше выполнять без мантр и без сосредоточения на чакрах.