Ранние йогические тексты  упоминают об употреблении Сомы. Традиция эта уходит своими истоками к Ведам, а возможно, и к доведическому периоду. Употребление нектара из Сомы считалось одним из ключевых моментов духовной практики. Так зачем её пили? – молока, что ли, не хватало? Дело в том, что существует целый класс растений, влияющих на энергетические процессы, составляющие суть духовных практик. Среди этих растений Сомалатхи является максимально эффективной. Приём Сомы вызывает подъём Кундалини, причём, в отличие от растений, её заменяющих, Сома делает это всерьёз и надолго. Растение привносит в организм йога такое количество своей энергии, что делает невозможным вариант неполного подъёма. После этого далеко не каждое сознание возвращалось в своё  тело, что однако не отпугивало последователей. Также часты были случаи полной или частичной дезориентации в пространстве сроком до трёх лет. Дабы снизить эти побочные явления, были разработаны специальные методы  обработки сырья. Одним из старейших являлось сжигание навоза от коровы, предварительно накормленной Сомалатхой. (Во времена были! – коров Сомой кормить!) В этом случае токсическое воздействие снижалось до минимума двойной очисткой: первое – коровьей печенью, которая существенно больше человеческой, (У, живодёры! ), второе – это сжигание навоза и нанесение на тело пепла, смешанного с Чандри (ртутьсодержащие препараты). Впоследствии с развитием технологии стал применяться метод перегонки, где важное место уделялось температурному режиму. (Прадипика, Гл.3,Стих 96 ).


“Сомы на всех не хватит.
Потому что сомы,
понимаешь, мало,
А всех, понимаешь,
много .”
Искренне ваша, Кали-юга

С наступленим Кали-юги (а по большей части из-за варварского употребления) количество мест, где можно было найти Сомалатхи, свелось к одному – двум.  Естественно, знающие об этих местах не спешат поделиться секретом, что привело оставшихся без Сомы к мысли найти растения, её заменяющие. Основными претендентами на вакантную должность были: Брахми (готу-кола) и чарас(производная конопли) и Сомалатха (эфедра).
Остановимся на них более подробно. Эфедра  - один из первых и наименее популярных (первый блин – комом) заменителей Сомы. Благодаря своей токсичности быстро вышла из употребления, однако заняла достойное место в медицине. Конопля – используется до сих пор. Наиболее популярная форма применения – чарас. Дошедшая до нас технология применения предписывает набить свежесорванной травой неочищенную от подкожного жира шкуру барана, зашить, на место головы поместив горшок и закопать в землю. Благодаря процессу прения температура травы увеличивается, растапливая жир, и соединившаяся с ним пыльца стекает в горшок. Ранее вместо горшка использовался вычищенный изнутри череп самого барана. Задумавшись, можно догадаться, чью шкуру набивали до этого, если любимой кухонной утварью у капаликов до сих пор является человеческий череп. Конопля стимулирует подъём Кундалини в меньшей степени, чем Сома. Это связано с тем, что конопля не привносит в организм собственной энергии и работает исключительно с энергией практикующего. Не рекомендовалась неподготовленным эта процедура по причине того, что наличный запас энергии (зачастую очень небольшой ) не доходил до сахасрары и наполнял низлежащие чакры . ( Всё равно, что надувать компрессором воздушные шарики – большой БУМ).
В зависимости от количества энергия могла подняться до свадхистаны (вызывая столь популярное среди наркоманов сексуальное возбуждение), манипуры (вызывая состояние чрезмерной физической активности – бодрячок), анахаты (на любовь пробило), вишудхи(очень редко!!!). Это связано с тем, что в организме неподготовленного человека конопля оперирует только энергией панчататтвы (пяти стихий). У людей же, серьёзно практикующих, энергия способна изливаться выше, до уровня Брахман, Парабрахман (чакры аджна и сахасрара соответственно). Помимо всего прочего, конопля истощает энергетические запасы человека, что впоследствии вызывает чувство непомерного голода. Этого однако можно избежать добавлением в чарас измельчённых корней аира.
Наиболее мягким и гармоничным действием обладает растение Брахми (Centella asiatica, Bacopa moneri). Практически нетоксичное, оно, подобно Соме, привносит свою энергию в организм практикующего, избирательно стимулируя верхние чакры. Именно это её свойство, отражённое в названии, при подъёме Кундалини позволяет с наименьшим риском проскочить барьер между вишудхой и аджной. Поэтому это растение сильно популярно среди отшельников, практикующих йогу.
Вообще же растения и препараты, применяющиеся в йоге, можно разделить на следующие группы:

  1. Средства, применяющиеся для омоложения (расаяны) и достижения бессмертия (см.предыд.статью).
  2. Психоактивные препараты, предназначенные для стимуляции и подъёма Кундалини.
  3. Растения, увеличивающие энергетические запасы человека:
    а) путём привнесения собственной энергии (аир, солодка, базилик и др.)
    б) усиливающие усвоение энергии (шатавари, амалаки, харитаки и др.)

Когда в своё время Нанди Девар, получивший посвящение в пурна-йогу (полную йогу) у самого Шивы, закончил обучение четырёх своих учеников, каждый из них получил задание развивать одно из направлений. Впоследствии эти направления обособились, практикуя только свой метод. В наше время появились тенденции к объединению. Возможно, когда-нибудь, это приведёт к воссозданию подлинноё пурна-йоги.