Одним из наиболее важных вспомогательных средств, применявшихся (а кое-где ещё и применяющихся) в йоге, являются биостимулирующие препараты.
Для начала две оговорки: 1. Я говорю в йоге, а не в тантре, аюрведе и т.д., сознательно, т.к. практика применения данных средств восходит к традиции куда более древней, чем разделение йоги и тантры. Согласно Ш.Дасгупте “Ближе всего воззрения натхов к древнеиндийскому культу сиддхов, в основе которого лежит ритуал совершенствования тела (kaya-sadha) ”. К натхам (сиддхам) принадлежало большинство авторитетов хатха-йоги – Горакнатх (автор Гхерандха Самхиты), Патанджали (автор Йога-сутры).
2. Под биостимулирующими препаратами подразумевается весь спектр использовавшихся средств от психоактивных до минералосодержащих (т.к. и те и другие обладали достаточным влиянием на энергетический   аппарат человека).

Упоминание о данных средствах встречается практически во всех известных (а тем более в большинстве неизвестных) трактатах о йоге. Для разъяснения сути вопроса обратимся к “Хатха-йоге Прадипике” Сватмарамы. Гл.3 Стих 96 – 98:
”Первый поток Сомы выпускают, поскольку он слишком горячий, выпускают и последний, поскольку он слишком сухой, напротив, отдают с прохладным  средним потоком. Это Амари.
Если постоянно пить Амари, ежедневно упражняться в Насья, и правильно выполнять Ваджроли, то это называется Амароли. Благодаря Насья через дыхание Амари приносится в нос.
Разреженную практикой Чандри необходимо смешать с пеплом от сожжённого коровьего навоза и нанести на верхнюю часть туловища; это придаёт ясновидение.”
Несмотря на попытки переводчиков перевести Сому как мочу, известно, что Сома – редко встречающееся ползучее лекарственное растение. Стих 96 – описание приготовления из него преперата, известного под названием Амари (Эликсир Бессмертия). Стих 97 посвящён употреблению препарата. Насья –способ введения лекарственных средств путём в нос(интраназально). Стих 98 - Чандри (Лунный Эликсир – ртуть), разреженная практикой, т.е. приготовленная определённым способом, смешивается с пеплом коровьего навоза и наносится на тело. Способность кожи впитывать находящиеся на ней вещества была известна уже тогда. На коровьем навозе мы остановимся в одной из статей. Данная интерпретация подтверждается Гл.4,Стих 27:
“Ртуть, превращённая в твёрдую форму при помощи трав, и Прана, приведённая в спокойное состояние при помощи Кумбхаки, разрушают все болезни. Они дают возможность даже больным жить долго…”
Эти стихи ничто иное, как описание процесса знаменитой Кайа-кальпы (метода радикального продления жизни). Цель Кайа-кальпы – продление жизни йогина до момента достижения им полного освобождения, что позволяет избежать процесса перерождения, способного затмить сознание йога.
В аюрведе на данный момент Кайа-кальпа в чистом виде не используется, а используется алгоритм, её предваряющий. В одном из вариантов он предусматривает трёхдневное очищение пищеварительного тракта (типа шанкпракшаланы или сахаджа-крийи), на четвёртый день та же процедура повторяется с составом, рецепт которого приводится ниже:
Миробалан хибула, миробалан беллерический, эмблика, каменная соль, перец длинный, гедихиум, аир, куркума, прутняк, патока.
Считается, что без этой процедуры все последующие бессмысленны, т.к. “это всё равно что красить грязный забор”. Классический же алгоритм Кайа-кальпа таков:
1. Сохранение жизненных энергий посредством пранаямы и хатха-йоги;
2. Сохранение и преобразование сексуальной энергии через практику тантра-йоги;
3. Использование ртутьсодержащих препаратов (по типу Махайогарадж-гугула и Макарадхваджа);
4. Использование растительных препаратов (по типу Чьяванпраша, Брахми-расаяны и Дхатупауштик-чурны).
Как мы видим, два из четырёх пунктов связаны с использованием вспомогательных средств, т.е. половина успеха в йоге – сопутствующие знания в фармакологии. Именно этим объясняется наличие у большинства авторитетных йогов образования в области аюрведической медицины (Шивананда, Кришнамачарья и др.).
Поскольку сиддхи, владеющие полным объёмом информации, не в восторге от идеи нести йогу в массы и не торопятся делиться информацией, то “китам” йоги приходится довольствоваться аюрведой. А она не содержит полного объёма информации. Так, например, Махайогарадж-гугул и Макарадхвадж содержат максимум 20 компонентов, в то время,  как классический препарат для Кайа-кальпы (муппу) включал в себя 35 компонентов. Очевидно, вышеназванные препараты являются попыткой воссоздать подлинную рецептуру.
Остановимся более подробно на использовании комплексных растительных препаратов, т.к. есть одну траву йоги категорически отказывались. Гораздо чаще применялись смеси, известные под названием рассаян. Дело в том, что рецепты их изготовления, составленные сиддхами и хранимые ими под грифом “Совершенно секретно”, каким-то образом попали в руки аюрведистов. К их числу относятся Чьяванпраш, Брахми-расаяна, Агастья-расаяна. Но и тут не обошлось без накладок – так, например, Чьяванпраш, в оригинальной рецептуре включавший около 60-ти компонентов, в данный момент производится с применением максимум сорока. (Хорошо, хоть вобще производится). Аналогичным образом обстоят дела и с другими рецептами.
Становится ясно, что эти методы являются одной из частей системы, которую я называю йогой.