1. Введение

Йогу практикуют с незапамятных времён. На некоторых печатях, найденных в Мохенджо-Даро изображены божества, сидящие в йогических позах. В Ригведе упоминается пророк, сидящий в йогической асане. В ранних Упанишадах говорится о различных асанах и процедурах йоги. ОколоIII в. до н.э. Патанджали систематизировал все йогические практики и связал их с философской доктриной школы Санкхья. Эта его работа называется Йога-Сутра.

Система Йоги, описанная Патанджали, состоит из восьми компонентов: Ямя, Нияма, Асана, Пранаяма, Дхарана, Дхьяна и Самадхи. “Звучание ума в звучании тела” – на этом основана Йога. Йога-Сутра начинается с утверждения, что “ум и душа человека поглощены окружающей действительностью; он должен попытаться выпутаться из сети иллюзий, окружающих его, для того, чтобы воспринять свою душу как она есть”.

В йогических практиках нет ничего религиозного. Они широко распространены в Индии, Китае, а также среди мусульманских суфиев и в некоторых направлениях христианства. Однако индийская Йога более систематизирована. О том, что нам может дать практика Йоги, Радхакришнан (Radhakrishnan) сказал следующее: “Йога нам даёт такие жизненные источники, о которых мы даже не в силах мечтать. В ней сформулированы методы проникновения на наши самые глубокие функциональные уровни. Йога – это есть ничто иное, как очищение тела, ума и души и подготовка их для ощущения истинного блаженства. Так как человеческая жизнь зависит от состояния ума(читты), она всегда находится в пределах нашей способности изменять наше состояние посредством контроля над нашим умом(читтой). С верой и концентрацией мы даже можем избавить себя от болезней. Обычные границы человеческого восприятия гораздо уже человеческих возможностей. Наши чувства, отличные от чувств, присущих низшим животным, могут открыть нам другие миры, другие силы, отличные от сил материальной природы. Всё сверхъестественное становится частью обычного, если в нашей душе живёт вера. Большинство из нас идёт по жизни с полуприкрытыми глазами, вялыми мыслями и тяжёлым сердцем, и даже те немногие, которым посчастливилось испытать моменты пробуждения и видения, быстро возвращаются в дремотное состояние. Как хорошо, что древние мыслители призвали нас реализовать заложенные в нас возможности, и в тишине и уединении трансформировать моменты пробуждения от сна в непрекращающийся поток света, способный осветить долгие годы жизни.”

Йогическая литература



Йога значит соединение индивидуальной и универсальной души, союз персонального духа с Богом; санскритское слово yuj, от которого, по всей видимости произошло слово Йога, значит “объединение” или “соединение”. Цель Йоги и средства её достижения сформулированы в древности. Гимн Ригведы повествует об аскете, который, следуя йогическим путём, приобрёл сверхъестественные способности. Существует множество упоминаний о йогических практиках в некоторых ранних Упанишадах. Выражение “концентрация всех своих чувств на самом себе” из Чандогья (Chandogya) Упанишады может подразумевать йогическую практику пратьяхары. Такая йогическая практика как пранаяма часто встречается в Брихадараньяка (Brihadaranyaka) Упанишаде.

Термин“Йога” в техническом смысле впервые встречается в Таиттирийа (Taittiriya) и в Катха (Katha) Упанишадах. Так, в Катха Упанишаде говорится:

“Познай душу (атман) как человека,
Едущего в колеснице,
Тело – это колесница.
Интеллект – это возница,
Мысли – это поводья.
Чувства – это лошади;
Объекты чувств – всё, что их окружает.
…Тот…кто понимает,
Чей ум постоянно сдерживается –
Его чувства находятся под контролем,
Как хорошие лошади сдерживаются возницей.
Тот, кто понимает,
Кто внимателен и безупречен,
Достигает цели,
Для которой рождён”.

Эти строки рисуют портрет йога, полностью контролирующего свой ум и своё тело. Другое место в этой же Упанишаде так описывает Йогу:

“Тот, кто сосредоточен на Йоге,
Тот, кто крепко удерживает свои чувства,
Становится невозмутимым”.

Чандогья (Chandogya) Упанишада содержит описание таких анатомико-физиологических деталей человеческого тела, которые встречаются в трактатах по Йоге и Тантре:

“Через сердце проходит сто и один канал.
Только один из них доходит до вершины головы
Поднимаясь по нему, человек движется к бессмертию”.


Другая Упанишада раннего периода – Шветашватра (Svetasvatra) упоминает технику, которая вошла в разделы Йоги:
“Держи тело устойчиво с прямыми тремя (верхними частями),
Направляй свои чувства и мысли в своё сердце,
Мудрый человек пересечёт на лодке Брахмы
Все опасные течения.
Сдерживая дыхание и контролируя движения,
Следует сдержанно вдыхать и выдыхать через ноздри,
Подобно колеснице, с запряжёнными норовистыми лошадями,
Внимание мудрого человека не будет рассеиваться.
На чистой, ровной поверхности, свободной от камней и огня,
Под звуки, подобные журчанию воды,
Благоприятные для мыслей и приятные для слуха,
В уединённом месте, защищённом от ветра,
Следует практиковать Йогу.
Дым, туман, солнце, огонь, ветер,
Светлячки, свечение, хрусталь, луна-
Это предварительные признаки,
Которые представляют проявление Брахмы в Йоге.
Если достигнуты пять свойств Йоги,
Проистекающих из земли, воды, воздуха, воды и эфира,
Не будет ни болезни, ни старости, ни смерти
У того, кто закалил тело в огне Йоги.
Лёгкость, здоровье, постоянство (или, другими словами,
“освобождение от желаний”).
Красивое лицо, приятный голос,
Сладкий аромат и скудные выделения-
Это, как говорится, первая ступень на пути Йоги”.
Асана, пратьяхара и пранаяма – эти три компонента йогической практики были описаны выше.

Йога-Сутра Патанджали.

Йогические концепции и техники оставались скрытыми примерно до 300 г. до н.э. Патанджали собрал старинные письмена и сгруппировал их в своей Йога-сутре. Ни йогические техники, ни философия Йоги не являются его личным изобретением. Он всего лишь собрал и упорядочил доктрины и техники традиционной Йоги. Что касается теоретической стороны и метафизического основания, он использовал уже существующую философию Санкхья и адаптировал её. Это и является причиной того, что системы Йоги и Санкхьи так похожи. Но, упорядочив йогические техники и положив их на философскую основу Санкхьи, Патанждали превратил простую традицию в систему философии и практический путь по освобождению. Как сказал один автор -“Философия Йоги хорошо дополняет систему Санкхьи и начинается там, где Санкхья заканчивается: Санкхья ставит цель, Йога показывает, как мы можем эту цель достичь”.

У нас есть информация о Йога-сутре, но мы практически ничего не знаем о Патанджали, её авторе. В индийской литературе существует три Патанджали: один – автор медицинских трактатов, другой – филолог, и, конечно, Патанджали – автор Йога-сутры. Существует мнение, что все эти три автора - одно лицо. По мнению других, одним лицом являются филолог и автор Йога-сутры. Некоторые же считают, что одним лицом являются медик и автор Йога-сутры. По мнению Дасгупты -“так как у нас нет доказательств, опровергающих то, что филолог Патанджали и автор Йога-сутры – одно лицо, мы можем считать эти две личности идентичными”.

Йога-сутра Патанджали состоит из 194 афоризмов, раздёлённых на четыре части. Первая, Самадхи-пада, состоящая из 51 афоризма, изучает природу Самадхи. Вторая, Садхана-пада, содержит 55 афоризмов и имеет дело со способами достижения Самадхи. Третья книга, Вибхути-пада, также состоит из 55 афоризмов и подробно останавливается на паранормальных способностях, достижимых посредством йогической практики. Четвёртая, Кайвалья-пада, содержит 33 афоризма и посвящена природе освобождения.

В первой части Йога-сутры Патанджали говорит, что человек запутан в собственных мыслях и чувствах. Когда Йога практикуется успешно, отдельное сознание становится “спокойным, как лампа в безветренном месте”, и для воплощённой души становится возможным осознать себя как часть всего проявленного. Сначала это происходит периодически, но, при достаточном усердии, со временем становится привычным состоянием. В этом процессе различают различные ступени. Такое состояние достигается при полном господстве над умом и эмоциями. Для этого необходимы решительность и усилия, отрешённость и спокойствие; требуется полное подчинение всех мыслей. Человек, поставивший себе такую цель, должен принести в жертву всё. Но на этом пути есть ещё такие препятствия, как: слабое здоровье, скука, сомнение, неосторожность, лень, мирские желания, неспособность воспринимать то, что требуется, тенденция начинать уклоняться в сторону при первых заметных успехах. Другие препятствия таковы: боль, ментальные стрессы, нерегулярное дыхание. Эти препятствия могут быть устранены устремлённостью, интенсивной концентрацией на нужном объекте, состраданием и сочувствием к другим, бодростью и практикой пранаямы.

Во второй части Патанджали перечисляет способы преодоления препятствий и облегчения пути Йоги. Он называет восемь таких методов: яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи. Яма заключается в воздержании от насилия, лжи, воровства, невоздержанности, зависти и жадности. Нияма состоит из очищения, довольства, дисциплины, обучения и покорности Богу. Асана подразумевает удобное и устойчивое положение тела, необходимое для длительных медитаций. Пранаяма означает контроль над дыханием в любых обстоятельствах.

В третьей части обсуждаются дхарана, дхьяна и самадхи, последние три ступени на восьмиступенчатой лестнице Йоги. Вместе эти три ступени также называют самьяма, они приводят к истинному знанию. Первые пять ступеней являются лишь подготовительными.

Последняя часть Йога-сутры имеет дело с сиддхами и самадхи. По мнению Патанджали, человек может обладать сиддхами с рождения, в результате приёма специальных препаратов, в результате повторения специальных мантр, в результате практики аскетизма или в результате самадхи. Когда сиддхи приобретаются в результате практики самадхи, ум отворачивается от привязанности к внешнему миру и перевешивает в сторону освобождения (кайвалья). Сначала это чередуется отвлечением внимания с последующей концентрацией. Современные учёные используют те же самые термины, которые использовал Патанджали.

Йога-сутра не устанавливает никаких религиозных догм. Из всех четырёх кних только в пяти сутрах затрагивается преданность Ишваре, персонифицированному божеству, и лишь рекомендуется как полезная практика. Патанджали говорит, что если идея Бога с чувством преподносится ученику, его практика будет успешнее, потому что путь к освобождению через преданность Богу быстрый. Если же ученик не принимает идею Бога, существуют другие надёжные способы продвижения. По словам Радхакришнана,“Главный интерес Патанджали не в метафизическом теоретизировании, а в практической иллюстрации того, как можно прийти к спасению посредством активных целенаправленных тренировок.”

Наряду с Йога-сутрой, существуют другие древние трактаты по Йоге. Комментарии Вьясы к Йога-сутре дают описание общих принципов Йоги. Вачаспати (Vachspati) написал глоссарий по Вьяса-Бхашье, названный Таттвавайшаради (девятый век). Раджа-мартанда – значительная книга, написанная Бходжей. Вигьянабхикшу (Vigyanabhiksu) написал Йогавартику (Yogavarttika), последовательные комментарии к Йога- бхасье и Йога-сарасамграхе (Yoga-sarasamgraha), это ещё одно полезное руководство.

Хатха-Йога-Прадипика.

Это один из важнейших йогических текстов, главным образом посвящённый Хатха-йоге. Он составлен Сватмарамой где-то в середине четырнадцатого – середине шестнадцатого веков. Йога, как говорится в Хатха- Йоге-Прадипике, состоит из четырёх компонентов: асаны, пранаямы, мудры и наданусандханы. Однако Хатха- йога и Раджа йога здесь не рассматриваются как две большие несвязанные дисциплины. Согласно этому тексту, когда ученик становится на путь Йоги, он начинает выполнять физические упражнения, но очень скоро, шаг за шагом, начинают приходить элементы ментального и духовного измерения. Фактически, в начале йогического пути доминирует физическая часть, а при завершении – доминируют духовные переживания. Упражнения без тренировки ума и без расчёта на будущие духовные переживания по реализации Высшей Сущности не являются ни Хатха-, ни Раджа-йогой; это всего лишь бесплодные попытки. Хатха-Йога- Прадипика оказывала большое влияние на более поздних авторов по Хатха-йоге. Это видно по таким трактатам как Йога-чинтамани, Хатха-ратнавалли, Хатха-санкета-чандрика, Хатха-таттва-каумуди. Различные издания Хатха-Йоги-Прадипики и большинство похожих манускриптов обычно состоят из четырёх глав. Однако, некоторые тексты имеют пятую главу.

Пути Йоги



Существует множество различных йогических путей. Эти пути не являются взаимоисключающими. Каждый делает особое ударение на особой процедуре или методе, при этом допуская и поддерживая значения других путей. Желающий заниматься Йогой может выбрать любой путь в соответствии со своими наклонностями и способностями. Эти разнообразные пути по-разному классифицируются различными учёными; большинство соглашается с классификацией, представленной ниже.

Джняна-йога. Джняна означает знание. В Джняна-йоге самореализация достигается посредством знания. Первая ступень называется вивека, умение различать реальное от нереального. Вторая – вайраджья, равнодушие к знанию мира, его печалям и радостям. Третья ступень – мукти, реализация. Бхагавадгита восхваляет Джняна-йогу так:

“Наилучшая жертва из всех вещей – жертва свободы,

О Парантапа. Все действия во всей полноте, О Партха, достигают наивысшей точки в свободе.

Как огонь превращает топливо в пепел, О Арджуна, так же огонь свободы превращает все действия в золу.

Поистине, в этом мире нет ничего чище свободы; ты, совершенный в Йоге, найдёшь её в Атмане в должное время".

Карма-йога. Карма значит действие. Карма-йога – это выполнение действий, ведущих к освобождению. Идущий этим путём выполняет надлежащие действия, в то же время отказываясь от результатов своих действий. В Бхагавадгите этой Йоге отдаётся предпочтение. Карма-йогин посвящает свою жизнь самоотверженному служению, без желания наград и привязанности к своим действиям. Он независим от порицания и похвалы. Он полностью контролирует свои чувства.

Лайя-йога. Лайяозначает контроль ума. Соответственно, Лайя-йога – это йогический путь, основанный на достижении господства над своим умом и особенно над силой воли. Лайя-йога может даваться только тогда, когда освоены техники пранаямы Хатха-йоги. Таким образом, ученик контролирует своё тело, дисциплинирует ум, имеет крепкое здоровье и, следовательно, готов к дальнейшему продвижению.

Лайя-йогу составляют Бхакти-йога, Шакти-йога, Мантра-йога и Янтра-йога.

В Бхакти-йоге слово бхакти произошло от корняbhaj, что означает любовь, преданность, поклонение. Этот путь Йоги подразумевает интенсивную преданность или молитвы, направленные Богу, персонифицированному богу или гуру в настроении абсолютной любви и преданности. Этот путь делает акцент на вере. Основные признаки достигшего бхакти – чистое сердце, вера, непорочность, простота и абсолютная правдивость. Надо очистить сердце от всех страстей. Благотворительность должна занять место жадности, гордость должна уступить место смирению, злоба – великодушию.

Шакти-йога также является частью Лайя-йоги и подразумевает слияние, ментальную концентрацию на божественной энергии Шакти, олицетворяющую Богиню-мать. Встав на этот путь, тантрический йогин должен достичь контроля над телом и умом, а затем начать пробуждать спящую внутри него божественную энергию, олицетворяющуюю богиню кундалини. Один за другим энергетические центры (чакры) его тела активизируются по мере того, как богиня, просыпающаяся в муладхаре чакре, расположенной в промежности в основании позвоночника, поднимается чакра за чакрой, стремясь к встрече с Господом Шивой, сидящем на троне в сахасраре чакре на вершине головы. В результате слияния Шивы и Шакти рождается просветление и йогин достигает цели.

В Мантра-йоге используются мантры, состоящие из слов и звуков. Йогин стремится достичь связи с божеством, которого он призывает, для того, чтобы получить помощь на своём йогическом пути.

Хатха-йога. Хатха-йога подготавливает человека к Раджа-йоге, следуя которой он достигает высшей цели. Слово Хатха состоит из двух санскритских корней – Ха переводится как “солнце”, а тха – как “луна”. Если мы прибавим сюда слово йога, что означает “соединение”, мы получим Хатха-йога, Йога, соединяющая вместе солнце и луну. В текстах Хатха-йоги говорится, что через левую и правую ноздрю проходят два нади (канала), именуемые ида и пингала. Дыхание через правую ноздрю называется “солнечное дыхание”, а через левую – “лунное дыхание”. Во время пранаямы эти два нади стимулируются и возникает слияние двух дыханий в месте, называемом аджна, важная чакра между бровями.

Основными классическими текстами по Хатха-йоге являются Гхеранда самхита и Хатха-йога-прадипика. Оба текста дают подробное описание асан, пранаям и т.д. и приносят большую пользу.

Раджа-йога.В понятии Раджа-йога раджа означает“наилучшая”, “величественная”, “высочайшая”. Следовательно, Раджа-йога означает лучшую Йогу. Это справедливо хотя бы потому, что йогин здесь достигает самореализации и наивысшего знания. Раджа-йога состоит из восьми компонентов: ямя, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи. Раджа-йога также включает Хатха-йогу. Всё это описано Патанджали в его Йога-сутре.

Хатха-йога и Раджа-йога настолько тесно взаимосвязаны, что являются двумя частями одного целого. Достижение совершенства в одной только Раджа-йоге чрезвычайно сложно для большинства людей. Хатха- йога приносит быстрые результаты и подготавливает к Раджа-йоге.

Условия Йогической практики

 



Решивший встать на путь Йоги должен найти гуру (учителя) для инициации, обучения и помощи. В Шива самхите говорится: “Лишь знания, полученные от гуру являются полезными, иные знания бесплодны, не обладают силой и проносят страдания. Получивший знания, с великим усердием служа своему гуру, легко достигнет успеха. Чела (ученик) должен почитать гуру как отца, мать и Бога, взятых воедино и служить ему в мыслях, словах и делах”.

После того, как чела нашёл такого гуру и был принят им, он должен пребывать со своим гуру в уединении, рядом с местом, где могут подать милостыню. Он должен соорудить небольшой домик с маленьким входом и без ещё каких-либо отверстий в нём. Этот домик не должен быть ни слишком высоким, ни слишком низким. Он должен быть застелен толстым покрывалом из коровьей шкуры, быть чистым и без каких-либо насекомых. Живя в таком домике, свободный от забот, он должен сосредотачиваться только на Йоге, выполняя указания своего гуру.

Что касается пищи, Хатха-йога-прадипика рекомендует употреблять сладкую и маслянистую пищу, сначала предложенную Богу. Четверть желудка должна оставаться незаполненной, даже после приёма пищи. Считается излишним и вредным для здоровья употребление горькой, кислой, острой, солёной или горячей пищи, зелёных овощей, кислого соуса, растительного масла, горчицы, кунжута. Алкоголь, рыба, мясо, простокваша, сливочное масло, икра, жмых, асафоетида, чеснок и т.д. запрещены даже в малых количествах. Пища, повторно разогретая или подсохшая должна быть также исключена. Йога становится бесполезной от переедания, перенапряжения, болтливости, строгого аскетизма, контактов с людьми, непостоянства ума.

В Бхагавадгите говорится, что существует три вида пищи: саттвичная (чистая), раджастичная (побуждающая к действию) и тамастичная (грязная). Молоко, сливочное масло, фрукты, овощи и чечевица – саттвичны. Специи, горячие блюда, мясо, алкоголь, рыба и яйца раджастичны. Перезрелые фрукты, испорченная, гнилая и переваренная еда считается тамастичной. Саттвичная еда приносит чистоту и спокойствие уму, питает и успокаивает тело. Раджастичная пробуждает в человеке звериные инстинкты и приносит беспокойство. Тамастичная пища делает человека унылым и ленивым. Йогину предписана вегетарианская диета, состоящая из фруктов, орехов и хлеба. Он должен есть медленно, тщательно пережёвывая пищу. Также приветствуются нечастые посты, особенно во время болезни.

После привыкания к такой диете, ученик начинает идти по восьмиступенчатому пути Йоги. Первые две ступени призывают к деланию и неделанию: яма и нияма помогают выработать необходимый взгляд на действительность и приобрести особый настрой ума.