7. Сиддхи и Медицинская Система Сиддхов

Ученики, которые с помощью тантрической садханы и алхимических препаратов, в особенности ртути и серы, достигли сиддх и бессмертия, называются сиддхами. Одним из наиболее значительных сиддхов является Нагарджуна. Множество сиддхов (Тамил. ситтары) относятся к югу Индии, особенно штату Tamil Nadu.

Сиддхи


Нагарджуна. Автор Расаратнакары и нескольких других работ, он был одним из величайших алхимиков Индии. Существуют некоторые расхождения мнений по поводу его времени жизни. Его часто путают с Нагарджуной, основателем буддийской философской школы Мадхьямика, жившем около второго – третьего в. н.э. Аль Бируни в своей Индии (1031 г н.э.) описывает одного Нагарджуну, великого ученика Расаяны и автора интереснейшей книги по алхимии, уроженца Дайхака около Сомнаса, который, по мнению Аль Бируни, жил около века ранее самого Аль Бируни. Однако, содержание трактата, Расаратнакары, говорит о том, что он был создан около восьмого века н.э. Так что может быть, что Нагарджуна, автор Расаратнакары, жил около восьмого – девятого века н.э.
Считается, что Какшапута-тантра, Арогья-манджари и Йогашатак также были созданы им. Сейчас нельзя с уверенностью сказать, кто отредактировал, исправил и добавил Уттра-тантру в Сушрута самхиту и придал ей форму, дошедшую до нас, но есть мнение, что это был Нагарджуна. В своём трактате, Расаратнакаре, Нагарджуна описывает свой путь постижения Расаяны. Он пишет: “В начале жизни я прошёл через все виды аскезы в течение двенадцати лет, поклоняясь богине Якшини, сидящей на Ficus bengalenses. Однажды я услышал голос: ‘Хорошо, претендующий на звание мудреца, я дам тебе всё, что ты пожелаешь.’ И я сказал: “О Богиня! Будь столь милостива и дай мне скрытые знания о сгущении ртути”.
В Катха-сарит-сагара есть история о Сиддхе Нагарджуне, который был близок к созданию эликсира бессмертия. История такова: Давным-давно у короля по имени Чирауюс (Долгая Жизнь) был одарённый министр Нагарджуна, потомок Боддхисаттвы. Он знал о лекарствах всё и изготовил эликсир, избавивший его и короля от старости. Однажды сын Нагарджуны, которого он любил больше всех своих детей, умер. Нагарджуна был настолько убит горем, что силой своего аскетизма и используя свои знания начал изготавливать из определённых компонентов воду бессмертия для защиты смертных от смерти. Но когда он выжидал благоприятный момент для того, чтобы добавить основной компонент, Индра увидел, что он делает. Посоветовавшись с другими богами, Индра послал на землю двух Ашвинов с таким посланием: “Какое ты имеешь право, даже будучи министром, начинать приготовление воды бессмертия? Изготавливая воду, способную сделать людей бессмертными, ты бросил вызов Создателю, который создал человеческие существа, подчиняющиеся закону смерти. Если твой замысел осуществится, то чем тогда люди будут отличаться от богов? Нарушится закон вселенной, не будет жертв и того, кому приносятся жертвы. Поэтому я советую прекратить изготовление воды бессмертия, иначе боги разгневаются и проклянут тебя. Можешь быть уверен, что твой сын, скорбь по которому привела тебя к этому, теперь является сварга.”
С этим посланием Индры два Ашвина прибыли в дом Нагарджуны. Получив аргха, они всё передали Нагарджуне, обрадовавшемуся их визиту, и сказали, что его сын находится с богами на небесах.
Нагарджуна, не смотря на уныние, всё-таки подумал: “Не беспокойся о Богах; но если я не подчинюсь совету Индры, эти Ашвины наложат на меня проклятие. Я не буду дальше приготовлять воду бессмертия. Остаётся утешение, что за хорошие поступки в моей прежней жизни мой сын попал в вечное блаженство.”
Размышляя таким образом, Нагарджуна сказал Ашвинам: “Я повинуюсь Индре. Я воздержусь от изготовления воды бессмертия. Если бы вы не пришли ко мне, в течение пяти дней я завершил бы процесс изготовления этой воды и освободил бы землю от старости и смерти.”
Сказав это, Нагарджуна вылил почти приготовленную воду бессмертия. Затем Ашвины покинули его и отправились на небеса, чтобы сообщить Индре, что его поручение выполнено, и возрадовался король богов.
Много сиддхов было в южной Индии, в том числе в Тамил Наду. Среди них есть наиболее известные семнадцать ситтаров, а именно: Нанди, Агастьяр, Тирумулар, Пулсатхияр, Пунаиканер, Идаикадар, Богар, Пуликаисар, Карурар, Конгавана, Каланги, Азуганни, Агаппайан, Памбатти, Тераияр, Кутамбаи и Саттаинатхар.
Агастияр (Агатияр, Агастья). Имя Агастияр связано с индийской мифологией. Трудно отделить реальные события его жизни от легенд. Говорят, что сначала он жил в Аруаварте, а затем у горы Виндья и поселился на юге. Он внёс большой вклад в тамильский язык и цивилизацию. Он работал в различных областях науки, в том числе и в астрономии, алхимии и медицине. Говорят, что у него было двенадцать учеников, которым он передавал своё мастерство и свои знания, и которые последствии, по его желанию, стали учить людей.
Сиддхи в Тамил Наду связывают своё происхождение с Агастияром, и считают, что различные работы по мистицизму, богослужению, медицине и алхимии принадлежат его руке. Однако, язык, которым написаны эти тексты, относится к пятнадцатому веку н.э. Кажется, что они подписаны именем Агастияра для придания им важности и благоговения.
Богар. Богар – ещё одно известное имя среди выдающихся ситтаров, которому принадлежат многие алхимические тексты. Говорят, что это китаец, прибывший в Индию в третьем веке н.э. Он посетил Патну, Гайю, а затем отправился на юг Индии и обменялся алхимическими идеями с тамильскими знатоками в этой области. Считается, что перед тем, как вернуться домой, он также посетил Аравию. Также говорят, что некоторые его тамильские ученики отправились в Китай вместе с ним, обучались там, а затем вернулись в Индию.
Полагают, что другие сиддхи, такие как Рамадевар или Якуб и Рома Риши, посещали Турцию, Аравию, Тибет, Китай, Цейлон и некоторые другие места.

Медицинская система сиддхов

 


Мифологические источники связывают происхождение медицины сиддхов с Лордом Шивой, который прочёл первую лекцию по этому вопросу своей супруге Деви (Уме или Парвати), которая, в свою очередь, передала эти знания Нандидевару, известному божественному целителю. Нандидевар посвятил в это учение святого Агастияра. Агастияр, в свою очередь, распространил принципы медицины сиддхов через своих учеников. Однако, исторически считается, что основателем медицины сиддхов был Тирумулар.
Тирувалувар Найанар, дословно святой человек или святой из касты бродячих людей, по традиции, говорят, был ткачом и жил в Мулапоре (Сан-Томе), пригороде Мадраса. По различным мнениям время его жизни колеблется от третьего до девятого века н.э. Большинство людей считает, что он жил где-то в первом веке н.э. Говорят, что книга Тирукулар, одна из наиболее известных книг в тамильской литературе, была им создана по просьбе близких ему людей для того, чтобы у тамильского народа была своя священная книга.
В медицине сиддхов считается, что человеческое тело состоит из пяти универсальных элементов, а именно: манн, ниир, тхии, вайю, вин, которые регулируют три куртамс в зависимости от шести суваи (вкус) и двух виириас (сила) и координируют деятельность семи телесных тхату. Сохранение и поддержка человеческого тела регулируется 96-ю татхувам, способствующими хорошему самочувствию человека. Болезнь и смерть обусловлены дисбалансом вали, азхал, ийам (вата, питта, капха), тонкие тхату которых в здоровом организме находятся в постоянном соотношении 4:2:1 матхирари (частица времени).
В медицинской системе сиддхов болезни диагностируются с помощью восьми методов: 1 – нади (пульс), 2 – спарсам (ощупывание тела), 3 – на (язык), 4 – нирам (вид тела), 5 – мозхи (голос), 6 – визхи (глаза), 7 – малам (кал), 8 – ниир (моча).
Целители-сиддхи используют в основном минеральные препараты, в частности ртуть, и при её обработке используют муппу (эликсир жизни). Такие металлы, как ртуть и мышьяк, легко кальцинируются в парпамс (белые оксиды), чиндурамс (красные оксиды) и чуннамс с помощью растительных соков.
В медицине сиддхов и тамильской алхимии муппу играет важную роль и не имеет эквивалента в санскритских алхимических текстах и практике. Считается, что муппу приготовляют из трёх солей, а именно: пуниру (возможно, смесь карбонатов), каллуппу (каменная соль) и андаккала (скорее всего, карбонат кальция). Существует четыре типа муппу: вада муппу, вайдья муппу, йога муппу и гьяна муппу. Первый тип используется в тамильской алхимии, второй – в медицинской системе сиддхов, третий и четвёртый имеют второстепенное значение и используются в духовных практиках. В тамильских текстах муппу наделяется сверхъестественными возможностями.
Предполагается, что муппу обладает сверхъестественной способностью преобразовывать неблагородные металлы в золото и омолаживать человеческий организм. Не смотря на то, что в медицине сиддхов ртути отводится специальное место, считается, что желаемых её свойств можно достичь только при использовании муппу. Вада муппу в своём составе имеет компоненты ртути (возможно, два хлорида).
Для эффективности и чудодейственности в муппу должна содержаться пуниру очень высокого качества. Практикующие медицинскую систему сиддхов обнаружили, что пуниру наилучшего качества получается как продукт кристаллизации (белая жидкость), полученный из почвы, богатой фуллеровой землёй, имеющейся в некоторых районах Тамил Наду, во время четырёх ночей полнолуния в туманные месяцы январь, февраль, март и апрель. Предполагается, что природой пуниру является союз женского и мужского. Традиционное объяснение таково: пуниру образуется в результате воздействия лучей полной луны (мужской принцип) на землю (женский принцип) в определённой местности. Говорят, что земля даёт рождение пуниру.
Существует какое-то количество методов изготовления муппу, но практикующие медицину сиддхов хранят их под большим секретом. Три компонента, а именно пуниру, каллуппу и андаккал подвергаются нескольким процессам очищения, прежде чем быть преобразованными в муппу. Процесс, в котором используются крепкая жидкость, именуемая муппуеунир, которая состоит из муппу, нашатырного спирта, хлоридов ртути и хлорида натрия, и считается наиболее значительным в тамильской алхимии. Предполагается, что другая жидкость, именуемая катиджалам (возможно, рисовая кашица) является настолько сильной жидкостью, что способна ‘умертвить’ все минералы и металлы. Сама кашица получается в результате сложного процесса длительного пребывания под солнечными и лунными лучами в течение шести месяцев.
Комментируя фундаментальные принципы медицины сиддхов, Суббал Редди сказал: “Антропологически это выглядит как если бы существовало смешение рас и слияние культур, приведшее к синтезу философии, фармакологии и терапии севера и юга, арийской Аюрведы и Дравидийской системы сиддхов, по крайней мере, в некоторых областях, сохранив чистые беспримесные системы в отдельных изолированных районах или регионах.” В настоящее время принципы Аюрведы и медицины сиддхов настолько тесно переплетены, что очень трудно отделить одно от другого.
На раннем этапе развития медицина сиддхов не признавала теорию панча-бхута. Однако позднее утверждение, что ртуть, основной алхимический элемент, сам состоит из пяти элементов, получило поддержку. Кроме того, здесь нашла отражение аюрведическая теория тридоши. С течением времени даже появилась тенденция рассматривать воздействие лекарств, созданных на ртутной основе, с точки зрения теории панчабхуты медицинской системы сиддхов.
Медицинские трактаты сиддхов связаны с различными аспектами объекта. Некоторые – с основными принципами панчабхуты (татхувам), тридоши или муккуттрам, шести вкусами или арусува и т.д.; другие – с методами диагностики, признаками и симптомами и т.д. и классификацией болезней; ещё одна группа – с правилами лечения. Много работ посвящено растениям и лекарственным препаратам, изготовленным лекарем или в аптеке, способам их применения. Кроме того, существуют различные ответвления, такие как хирургия и избавление от болезнетворных демонов. Отдельные работы посвящены глазным и кожным заболеваниям. Также существуют работы, посвящённые таким группам заболеваний как жар, понос и т.д. и отдельным болезням, например, проказе, диабету и т.д. Наконец, есть работы, в которых описаны особые и необычные лекарства и болезни, которые они излечивают.
Существует более двухсот тамильских работ по медицинской системе сиддхов, содержащих алхимические идеи. Наибольшее значение придаётся Амудакалаигьянам, Муппу, Муппуваиппу, Мупппучуннам, Чараки, Гурусеунир, Паччаиветху-сутрам и Паннир-кандам Агастьи; Кадаикандам, Валалаи-сутрам и Наду-кандам Конгавара; Карумана-сутрам, Чуннакандам, Панча-митрам, Вада-сутрам, Сендура-сутрам, Гурунул, Карумана сутрам и Вакаракалангу Рамадевара; Карпан и Валаи-сутрам Богара; Карагаппа, Пурва Муппу-сутрам Ромарсхи; Карпавидхи и сутрам Кайлаша Муни; Вакьям Вачча Муни; Сутрам Сурьянандара; Инаннам Сатья Муни. До сих пор эти тамильские тексты остаются практически неизученными.