6. Превращение металлов в золото

Тантрические тексты описывают методы преобразования различных металлов в то, что может выглядеть как золото. Когда это принимается в соответствии с правилами и предписаниями, оно может омолаживать. В Расаратнакаре Нагарджуны описывается много таких методов. Раса-пракасха-судхакара Ясодхары так описывает метод хемакрийи (получения золота): “Каломель, киноварь, медь, пирит и реальгар перетираются с млечным соком Euphorbia neriifolia в течение семи дней и затем три дня настаиваются. Расплавленная медь или серебро, или свинец, смешиваясь с описанной смесью, приобретает энергию, необходимую для преобразования в золото в сто раз большего веса исходного металла”.
Методы получения золота, описанные в Дхатуваде, таковы: В Гималаях есть хорошо известное растение под названием кустха (Costus speciosa), с листьев которого на землю капает жидкость золотого цвета. Берут её, пепел очищенного свинца, ртуть в надлежащем соотношении, соединяют их со смесью меди и серебра, которые преобразуются в золото.”
В Суварна-тантре говорится, что когда самкхадравака (aqua regia) и ртуть помещаются в глазированный тигель, а затем нагреваются, ртуть умерщвляется и может преобразовать в золото восемь металлов. Принимающий такую ртуть становится бессмертным; даже его кал и моча могут преобразовать медь в золото.
Считается, что из всех элементов ртуть более всего способна преобразовывать металлы в золото. Для того, чтобы это было возможно, как было описано выше, ртуть должна пройти через восемнадцать преобразований.
В Расарнавакальпе описан метод преобразования ртути в золото: Половина тола ртути и одну тола жёлтого аурипигмента тщательно перемалываются вместе с помощью ступки и пестика, а затем смешиваются с соком брингараджа (Eclipta alba). Потом всё это высушивается и прожаривается при умеренном нагреве. Затем эта масса оставляется в покое на три дня, после чего растирается в мельчайший порошок. Этот порошок просушивается в изоляции от солнечных лучей, а затем трижды нагревается с соком апамарга(Achyranthes aspera). Этот жареный продукт тщательно размалывается и высушивается в тени. Затем он прожаривается девять раз с соком пайовали или Акшира канда, тщательно просушивается и размалывается. Смесь из соков пусхпи (Pandanus ordoratissimus), схвета (Clitoria ternatea), гирикарника (arpajita) весом сто танкас высушивается в тени. Соки шамбху (Calotropis gigantea), аркалли (Gunandropsis pentaphulla), веллакара (Momordica charantia) и сушираки (Poa cynosuroides), взятые вместе, сначала перемешиваются с соком нагавалли (tambula), а затем со ста танкас вышеописанного сока. Эта смесь прожаривается на пута одиннадцать раз. Затем добавляется аурипигмент. Нежная паста, приготовленная из этих двух компонентов снова толчётся с аурипигментом. Полученный продукт шесть раз прожаривается на пута с вышеназванными растениями. Затем это тщательно покрывается соками спелого кумари (Aloe indica) и бахула [состоящего из плодов ела, нагавалли, катуки (Picrorhiza kurroa), пртхусхатахива (Asparagus racemorus), масхапарни (Teramnus labialis)] и смешивается с соком мулака (Raphanus sativus). С помощью полученного состава ртуть может быть трансформирована в золото.
Расарнавакальпа описывает способ увеличения энергии преобразования ртути. Берутся равные части сока нишачара и ртути. Ртуть растирается с соком, таким образом приобретая способность трансформировать неблагородные металлы в благородные. Такая ртуть, с десятикратно увеличенной энергией, снова тем же способом десять раз соединяется с соком, достигая способности преобразовывать неблагородный металл, по весу превосходящий её в сто раз. В свою очередь, эта ртуть, со стократным увеличением энергии, будучи соединена сто раз тем же способом с соком, способна преобразовать неблагородный металл, превосходящий её по весу в сто тысяч раз. Эта ртуть, соединённая с соком тысячу раз, преобразует неблагородный металл, превосходящий её по весу в десять миллионов раз. Одна десятая часть этой ртути, перетёртая с соком столь тщательно, что утрачивает свои собственные свойства, а затем одна десятая этого, соединённая с таким же количеством вышеназванного сока, способна трансформировать неблагородный металл, превосходящий её по весу в сто тысяч раз.
В Расарнаве описаны случаи преобразования свинца в золото. Листы свинца намазываются пастой, приготовленной из золы смеси красной разновидности каравира (Nerium odorum) и манахсхила (реальгара), двадцать раз вымоченной в экстракте тамаринда и прокаливаются до золы на горящих коровьих лепёшках. Эта зола помещается в тигель, намазанный пастой из одной третьей части расака (аир), одной части дарада (киноварь), одной четвёртой части серы, реальгара и т.д., нагревается и трансформируется в золото.
В Расарнаве также описан способ преобразования олова в серебро с помощью золы ртути. Одна пала золы ртути, две палы порошка олова, две – золы серебра, пять пала санкхачурна (ракушечный порошок), и по восемь – обыкновенной соли и буры перетираются и прессуются с млечным соком Eupharbia neriifolia. Всё это прокаливается четырнадцать раз , перемешивается железным прутиком и снова нагревается в тигле.
Серебро преобразуется в золото с помощью меди путём перемешивания хема максхика (золотой пирит) и соли с мёдом и очищенным сливочным маслом так, что масса приобретает красный шафрановый цвет. Затем она помещается на нагапута (разновидность длительного нагревания). Если приготовленную массу хорошо смешать с равным количеством меди, а затем намазать ею листы серебра, оно преобразуется в золото. В Расапракасха судхарака описан другой способ: “Золотой пирит, нага (свинец), гандхака (сера), сутака (ртуть), хингула (киноварь), манасхила (реальгар) и чистое золото размалываются и помещаются в стеклянный сосуд, содержащий сок схака (Tectona grandis). Всё это помещается на лаванапута, разновидность длительного нагревания, а затем превращается в пасту. Серебро, перемешанное с этой пастой, превращается в золото. В Расахридайе для преобразования серебра в золото, ртуть соединяется с порошком, приготовленным из киновари, реальгара, orpiment, прожаренного золотого пирита, ‘умерщвлённого’ свинца и вещества, называемого канкустха и затем всё это взбалтывается с маслом кангуни (Celastrus paniculatus). Эта масса нагревается на пару. Если полученным веществом покрыть листы серебра, они трансформируются в золото. Вес используемой композиции должен превышать вес серебра в три раза.
Расахридайя также описывает, как преобразовать в золото «колокольный» металл (камсья). Этот металл нагревается с большим количеством веществ, включая соединения ртути и сок риса падди в сосуде в течение четырёх месяцев, после чего он может трансформироваться в золото.
Какие же в химические изменения с исходным металлом происходят в действительности при превращении его в кажущийся другим металл, зависит от конкретных металлов. Кажется, что преобразование ограничивается изменением цвета, веса и внешнего вида, начинающего напоминать имитируемый металл. Ещё кажется, что сам оператор сознаёт, что фактически это не является истинным изменением. В одном алхимическом тамильском тексте ясно говорится, что если взять искусственное ‘золото’ (емам) и естественное золото (тангам) и подвергнуть их по отдельности кальцинированию (обжигу), а затем полученную бхасму использовать для выявления ‘лица’ металла, легко увидеть разницу между этими двумя металлами. Другими словами, трансформированный неблагородный металл может быть преобразован в оксид, а затем может быть восстановлен в металл, тогда как настоящее золото такому преобразованию не поддаётся.