4. Роль ртути в тантрическом омоложении организма

 

Омоложение с помощью ртути и других металлов


В Расарнава тантре Шива говорит: “Парвати, ты являешься матерью всех существ, а я являюсь их Отцом. В результате нашего сожительства образовалась ртуть. Великие Сиддхи признали её средством, способным освободить человека; с этих пор она зовётся парада. Произведённая мной, она подобна мне. Зрение, осязание, еда, память, поклонение и выделение ртути приносит шесть типов пользы”.
В истории о ртути из Раса-ратна-самуччайи говорится: однажды Шива и Правти слились в таком неистовом соитии, что все боги пришли в ужас. Они успокоили Агни и он превратился в голубя и полетел к месту соития. Увидя голубя, Шива застыдился и прекратил свои действия. Он направил поток своего семени на Агни. Не в состоянии вынести этот жар, Агни прыгнул в реку Ганг. Даже река не смогла вынести сильный жар семени и с помощью волн выбросила его. Когда оно падало на землю, из него образовалось пять видов ртути.
В другом месте Раса-ратна-самуччайи говорится, что ртуть изо рта Агни упала на страну Дарада (Дардистан) и с тех пор так там и осталась. В почве этого региона обнаруживают ртуть.
Превознося значимость ртути, автор Раса-ратна-самуччайи говорит, что он, поклоняясь лингаму, сделанному из ртути, получает благодать от поклонения лингамам Шивы, находящимся в трёх мирах. Созерцание ртути эквивалентно пользе, извлекаемой из ста ашвамедха-ягья или жертвования миллиона коров или ста мер золота. Принятие ртути убирает болезни, а принятие умерщвлённой (кальцинированной) ртути приносит освобождение. Не существует ничего благостнее ртути. Освобождение достигается посредством джняны. Джняна приходит после йогической практики, а йогическая практика возможна лишь с крепким телом. Йогины стремятся достичь освобождения, сделав своё тело великолепным с помощью употребления Хара-Гауру (ртути с серой). В Расарнава тантре говорится, что употребление ртути и воздуха, после того, как они были умерщвлены, избавляет тело от болезней. Умирая сами, эти элементы дают жизнь тому, кто их принимает. До тех пор, пока не будет употреблено семя Шивы, т.е. ртуть, освобождение достигнуто не будет.
Знание о ртути передаётся только после церемонии посвящения. Для подобного случая в Раса-ратна-самуччайе даны следующие указания: “Возьми лист золота весом в три никхас и ртуть весом в девять никхас. Перетирайте их с кислотами в течение трёх часов. Затем придайте амальгаме форму фаллоса (эмблемы Шивы) и поклоняйтесь ему должным образом. Знание о ртути передаётся от учителя ученику в соответствии с предписанными правилами, с закрытыми глазами. Инструменты и приборы, препараты, необходимые для проведения химических процессов, упоминаются в молитве наряду с упоминанием имён двадцати семи сиддхов. Знание о ртути содержится в строгом секрете; разглашённое знание теряет силу.”
Тантрические алхимические традиции построены на символизме женского-мужского: Шива (мужское) и Шакти (женское) в Шактизме, или другие пары в других тантрических традициях. Ртуть считается мужским принципом (символически – семенем Шивы), а сера – женским (менструальные выделения супруги Шивы).
Санскритское слово раса означает сок или какой-либо металл, но в тантризме оно употребляется для обозначения ртути. В тантрической алхимии ртуть играет наиболее важную роль. Считается, что ртуть, обладая мистической созидательной энергией Шивы, дарует тому, кто её принимает, долгую жизнь, молодость и различные сверхчеловеческие и сверхъестественные силы (сиддхи). Почтительно её также зовут парада, потому что она способна перенести человеческое существо через океан жизни.
Ртуть способна делать две удивительные вещи: омолаживать человеческое тело и превращать неблагородные металлы в золото и серебро. Но прежде, чем она сможет это делать, она должна пройти через восемнадцать различных процессов (самскар). Далее последовательно перечисляются эти процессы и изменения, которые претерпевает ртуть.
1. Сведана. ‘Выпотевание’, или выпаривание ртути в водяной ванне с добавлением различных растительных и минеральных веществ, содержащих некоторые соли и щёлочи. Это удаляет из ртути различные ненужные примеси.
2. Мардана. Перетирание выпаренной ртути в извести с различными растительными и кислотными веществами. Это позволяет удалить некоторые из оставшихся примесей, в результате получается довольно хорошо очищенная ртуть.
3. Мурчана. Перетирание ртути в извести с другими растительными препаратами, включая канья (Aloe indica), читрака (Plumbago Zeylancia) и три миробаланами до тех пор, пока ртуть не утратит свой собственный характер и свою форму. Тогда говорят, что она ‘умерщвлена’. В результате этого процесса также удаляются ещё несколько нежелательных признаков.
4. Уттхапана. Пропаривание ртути в щелочных солях, трёх миробаланах, квасцах и т.д. и затем перетирание на солнечном свете, в результате характеристики ртути восстанавливаются из умерщвлённого состояния.
5. Патана. Сублимация или перегонка. Перетирание ртути с щелочами, солью, и т.д. и подвержение её дистилляции.
6. Родхана. Возрождение силы ртути. Перемешивание её с солёной водой в закрытом сосуде.
7. Нийямана. Восстановление подвижности ртути. Ртуть пропаривается в течение трёх дней с растительными продуктами, квасцами, бурой, сульфатом железа и т.д.
8. Сандипана. Пропаривание ртути с квасцами, чёрным перцем, прокисшей овсяной кашицей, щёлочью и некоторыми растительными препаратами. Это повышает способность ртути уничтожать свои примеси. Ртуть, полученная из киновари, не нуждается в первых восьми процессах, т.к. уже имеет хорошее качество.
9. Граса. Этот процесс также называют гагана граса или абхрака-граса. Здесь определяется количество ртути, необходимое для поглощения ‘эссенции’ слюды.
10. Чарана. Поглощение слюды ртутью, получение амальгамы. Кипячение ртути с прокисшей овсяной кашицей, листьями некоторых видов злаковых, квасцами и т.д. в течение недели.
11. Гарбхадрути. Смешивание ртути с другими металлами так, что полученная смесь может просачиваться через кусок ткани.
12. Бахьядрути. Поглощение ртутью смешанных с ней металлов или минералов в процессе плавки.
13. Джарана. Нагревание ртути с нужными минералами или металлами, щелочами и солями до их ассимилирования или кальцинирования.
14. Ранджана. Это комплексный процесс, состоящий из перемешивания ртути с золотом, серебром, медью, серой, слюдой и солями, так что исходное вещество меняет свой цвет.
15. Сарана. Перемешивание или подготовка ртути к трансформации. Ртуть проваривается с золотом в масляной основе, усиливая способность к трансформации.
16. Крамана. Здесь ртути придаётся энергия трансформации. Ртуть перемешивается с растительными экстрактами, минеральными веществами, человеческим молоком и т.д. и затем нагревается.
17. Ведхана. Перетирание обогащённой ртути с маслом и некоторыми другими материалами, в результате чего происходит трансформация.
18. Ртуть, после прохождения через семнадцать процессов, обладает всеми энергиями трансформации. На этом этапе она подвергается проверке на наличие этих энергий, и в случае положительного результата её принимают внутрь для омоложения тела.
Расарнавакальпа описыавет метод изготовления эликсира, содержащего ртуть, и обладающего энергией омоложения тела и преобразования неблагородных металлов в золото. После измельчения киноварь тщательно перетирается с соком каньи (Aloe indica) одиннадцать раз. Затем всё это фильтруется через тонкую ткань, а отфильтрованный продукт смешивается с очищенным аурипигментом. В результате этого ртуть утрачивает свою текучесть. Затем эта ртуть в течение двух недель перемешивается с соками листьев хамсагамани (Herpestis monniera), гаджадхаваджи (Heliotropium indicum ), ладжджака (Habiscus vitifolius), акранамита (Guanandropsis pentaphulla) и анамика, и всеми частями арка (Calotropis pentaphylla). Затем в течение двадцати восьми дней это перемешивается с соком валлаки. Полученная масса высушивается в тени, прессуется и обмакивается в жидкий лак. После приготовления твёрдого ртутного лекарства (расаяны) оно перемешивается с соками арка (Calotropis gigantea), пиппала (Ficus religiosa) и джатадхара (Nardostachys Jatamamsi). После перетирания расаяны с этими соками полученная масса формуется в виде маленьких шариков. Когда такое смешивание с соками растений произведено семь раз, ртутный препарат теряет свою текучесть и обретает способность проникать внутрь металлов. Была взята тонкая фляга хорошего качества и в неё помещены такие ртутные шарики. Отверстие фляги тщательно закупорили. В течение трёх дней и девяти часов эта фляга держалась на огне под тщательным наблюдением до тех пор, пока не приняла форму комка. Красное вещество, образовавшееся во фляге – лекарство, которое увеличивает квинтэссенцию жидкостей тела и дарует силу тому, кто его принимает.
Тантры описывают способы приготовления ряда ртутных соединений для внутреннего применения вместе с другими соединениями как средство омоложения или для лечения болезней. Наиболее значительными среди них являются расакарпура (хлорид ртути), расапусхпа ( ртутосодержащий хлорид), каджджали (черная форма сульфида ртути) и макарадхваджа (красный сульфид ртути). Существуют различные методы приготовления расакарпуры. Метод, описываемый в Расендрачинамани, следующий: “Возьмите прочный глиняный горшок, наполните его на четверть обыкновенной солью, сверху поместите смесь из кирпичной пыли, квасцов и каменной соли. Перетрите ртуть с соком каньи (Aloe indica), а затем с равным весом описанной выше смеси. Полученную смесь поместите в глиняный горшок на имеющиеся там ингредиенты. Те же ингредиенты положите сверху. Закройте горшок хорошо пригнанной крышкой и нагревайте его в течение трёх дней”. В Расендрасара-самграха метод получения расакарпуры такой: “Перетрите несколько раз ртуть с солью памсу (т.е. солью аудбхида) и с соком Euphorbia neriifolia; смесь поместите в железную бутылку, затем хорошо закройте куском мела. Бутылку поместите в соль и всё это подогревайте на огне целый день. На горлышке бутылки образуется белый осадок.” В Бхавапракасхе описан следующий метод: “Возьмите очищенную ртуть, гаирику (красную охру), кирпичный порошок, мел, квасцы, каменную соль, землю из муравейника, кшари лавану (смесь сульфата натрия с содой) и бхандраранджику или красную глину, используемую для окраски горшков, в равных количествах; всё перетрите и профильтруйте через кусок ткани. Смесь поместите в глиняный горшок, накройте другим горшком, а зазор между ними заделайте тканью с глинозёмом. Скрепленные таким образом горшки поместите на огонь и держите там в течение четырёх дней. Результатом процесса является камфороподобный белый налёт в верхнем горшке”. Вхавамисра использовал его для лечения прхирангарога (дословно – болезнь португальца, т.е. сифилис).
Расапуспха изготавливается следующим образом: очищенная ртуть тщательно перемешивается с равным количеством каменной соли и сульфата железиа(касиса) путём перетирания их в течение длительного времени. Затем смесь помещают в стеклянную бутылку, которая обматывается тряпичной ветошью и илом или глинозёмом, а затем её хорошо нагревают. Когда из бутылки начинают выходить пары, отверстие закупоривают куском мела и мелассой. Нагревание продолжается шесть часов. Расапуспха собирается в бутылочном горлышке в виде белого вещества. Расасиндура получается в результате нагревания смеси равного количества ртути и серы в песочной ванне в течение двенадцати часов. Избыток серы в виде бледно-голубого пламени выходит из используемой для этого процесса толстостенной бутылки цветного стекла, которая сверху обмотана тканью и илом. Сульфид ртути образуется в верхней части бутылки в виде розовато-красного вещества.
Каджджали - это черная разновидность хлорида ртути, получаемая путём тщательного перемешивания трёх частей ртути и одной части серы. Макаравадхаджа содержит сульфид ртути и такие дополнения, как камфора, перец, гвоздика и т.д. При её изготовлении также используют некоторое количество золота.
Перед тем, как металл принимать внутрь, проверяется, насколько правильно он был умерщвлён. Для этого имеются специальные тесты. Например, в Расаратнакаре Нитьянатха говорится: “Для того, чтобы приверить, полностью ли ртуть превратилась в золу, её надо продержать на сильном огне в течение трёх часов. Если после этого её вес не изменился, только в этом случае можно сказать, что она полностью умерщвлена.” Если же присутствует какое-то количество свободной ртути, при нагревании она будет улетучиваться, уменьшая вес конечного продукта.
Получение бхасмы требует значительного мастерства. Это процесс сжигания металлической субстанции после того, как металл или минерал обработан надлежащим образом, чаще всего серой, известковым раствором, соком лимона или экстрактами определённых растений, таких как кумари и мусали. Затем следует процесс длительного нагревания, именуемый пута, в течение которого начальное вещество становится всё более совершенным, очищенным и повышает свои медицинские свойства. Источником тепла служат горящие коровьи лепёшки. Тепло различной силы получается в зависимости от числа лепёшек и способа их укладывания. Само вещество помещается в плоскую глиняную ёмкость, сверху закрывается такой же, а по бокам замазывается илом. В результате этого процесса, пута-паки, получается мелкий порошок, бхасма, обладающий удивительными физическими и химическими свойствами. Если его посыпать на воду, он покроет поверхность воды тонкой плёнкой.
Омоложение с помощью ртути с другими металлами
Ртуть вместе с другими минералами и веществами широко используется для изготовления средств омоложения и продления жизни. Для одного из таких средств берётся драгоценный камень и золото: Алмаз ‘умерщвляется’ с помощью ксхмапаланы (лекарственное растение), таким же образом умерщвляется и золото. Их зола перемешивается. Эта смесь, будучи пережжённой с соком нисхачары (лекарственное растение), пережигается с ртутью. В результате этого ртуть становится ‘умерщвлённой’. Таким образом, ртуть подвергается быстрому истощению с помощью этих растительных веществ. Тот, кто принимает такую ртуть с соком нисхачары, наделяется силой, подобной силе Шивы. Кто принимает внутрь одну тола этой ртути, может преобразовывать металлы своим простым прикосновением. Ртуть умерщвляется даже при соприкосновении с его потом. Говорят, что он, подобно Праджапати, наслаждается жизнью длиной в тысячу лет.
Для тех же целей получают другой препарат на основе ртути и некоторых веществ: собираются луковицы лангали (Gloriosa superba) и каркоти (Luffa cylindrica). Ртуть помещается на одну луковицу, которая затем помещается внутрь другой луковицы. Всё это пропаривается, затем нагревается на сильном огне, в результате чего ртуть ‘умерщвляется’. Затем эта ртуть прожаривается на пута, будучи помещённой в клюв попугая. Эта ртуть, принятая внутрь, дарит безупречную материальную жизнь с достижением омоложения и долголетия. Употребление этой ртути в течение шести месяцев делает тело здоровым и сильным.
В другом препарате ртуть перетирается с млечным соком Calotrjpis gigantea и принимается внутрь в течение двадцати одного дня. Это избавляет от морщин, седых волос, излечивает все болезни и придаёт силу, подобную силе молодого слона.
Также для омоложения изготавливают препараты из ртути и мышьяка: Наилучший тип аурипигмент собирают и моют в рисовой отваре, затем помещают в глиняный сосуд с водой. Затем ртуть перетирается с этим аурипигментом, формируется в виде пирожка и прожаривается. Поджаренный продукт принимается с мёдом и очищенным сливочным маслом в течение семи дней, что делает тело подобным восходящему солнцу. Принимая это в течение двадцати одного дня, можно избавиться от морщин и седины. Цвет лица становится подобен ‘горящему’ золоту, а волосы становятся тёмными подобно пчеле. Тело становится сильным подобно молодому слону, а продолжительность жизни становится равной продолжительности жизни луны и звёзд.
Другой метод использования ртути и аурипигмента такой: в месяце Асадха (июнь – июль) лучший сорт аурипигмента помещается в водоём. В благоприятный день в месяце Карттика (октябрь – ноябрь) он вынимается оттуда. При благоприятном расположении звёзд этот аурипигмент перетирают с ртутью. Это лекарство принимается регулярно в течение одного месяца. Через первые семь дней цвет лица становится подобен ‘горящему’ золоту, кожа становится как у шестнадцатилетнего юноши. Даруется интеллект, хорошее самочувствие, счастье и три тысячи лет жизни. Через следующие семь дней волосы становятся черными, подобно пчеле. Через месяц даруется способность левитации.
В другом способе в стволе ним (Melia azadirachta) делается углубление. Туда помещается аурипигмент. Дерево с аурипигментом помещается в яму, вырытую в коровьем загоне. Через месяц его выкапывают, достают и перетирают с ртутью. Этот аурипигмент принимают регулярно в течение одного месяца с листьями бетеля. Через двадцать один день излечиваются восемнадцать видов проказы. Исчезают морщины, седые волосы и дряхлость. Принимающий его выглядит подобно восходящему солнцу и приобретает способность левитации.

Омоложение с помощью растительных продуктов


В алхимических процессах, описанных в тантрах, широко применяются различные растения. Эти растения называют дивьяушадхи (божественные медицинские растения). Упоминается более двухсот таких растений. Считается, что минералы и металлы, не обработанные такими растениями, не могут обладать лечебными свойствами. Даже почитаемая ртуть должна быть обработана ими. Одно такое растение – джьётишмати (Cardiosprmum) – считается очень мощным в этом отношении. Медицинское масло, изготовленное с ним и с некоторыми другими растениями считается прекрасным омолаживающим средством. Описывается такой способ изготовления: равные количества джатихпалы ( мускатный орех, Myristica fragrans), капуры (камфора, Cinnamomum camphora), ела (кардамон) и какколака (Piper cubeba) размалываются. Одна карсха этой смеси тщательно перемешивается с маслом джьётисхмати. Затем это масло помещается в гладкий отполированный глиняный сосуд, который кладётся на груду риса падди, измеряя каждые тридцать, шестьдесят, восемдесят или девяносто пала. Количество падди не должно быть ни больше ста пала, ни меньше тридцати пала. Таким образом масло хранится больше трёх недель в месте без сквозняков. Одна пала масла берётся на рассвете. В конце дня принимается пища, состоящая из молока и риса шастика. Когда наступает жажда, принимаются молоко и молочные продукты. Принимающий это, наделяется способностью слышать на большом расстоянии, употреблять ядовитые вещества и излечивается от восемнадцати видов проказы. Это масло является панацеей. Принимающий его в течение пяти месяцев, достигает соединения с Брахмой и наделяется молодостью. Употребление этого масла в течение шести месяцев дарует наслаждение нирдеха сиддхами. Продолжительность жизни становится как у Брахмы.

Омоложение лекарственной водой и почвами


В Расарнавакальпе говорится: “На берегу реки Сона есть водоём, наполненный чистой водой. Наблюдательный садхака должен набрать почву этого водоёма. Серебро, заключённое в ком этой почвы и прожаренное на огне, начинает блестеть подобно луне. Тот, кто примет эту почву внутрь, проявит симптомы обморока – падение, сильная дрожь, потеря сознания. Чтобы утолить его жажду, надо дать молока. Принимающий эту почву как лекарство в течение шести месяцев, становится неподверженным болезням и обретает бессмертие. У него исчезают морщины и седина и он выглядит как шестнадцатилетний юноша.”
Расарнавакальпа также описывает омоложение с помощью воды, нисходящей с определённых гор.

Свидетельства случаев омоложения

 


В Катха-сарит-сагаре рассказывается несколько историй, смысл которых заключается в том, что можно возвратить молодость и преобразовать металлы в золото с помощью обрядов и ритуалов, проводимых определёнными посвящёнными в высшее знание йогинами и сиддхами. Есть история о короле Виллассхеле, который после длительного властвования, сопровождавшегося удовольствиями, очень сильно расстроился из-за наступившей старости. “Как я предстану перед королевой с лицом, обрамлённым седыми волосами подобно лотосу, засыпанному снегом?” Он призвал своего лекаря и спросил у этого мудрого человека, есть ли какой-нибудь способ избежать старости.
Министры пытались отговорить короля от его затеи: “О Король, благодаря великодушию, аскетизму и самоотречению людей древности, и благодаря той эпохе, такие эликсиры изготавливали. Но лекарства, о которых мы слышим в наше время, о Король, из-за некоторых составляющих, входящих в них, производят прямо противоположный эффект; мошенники, работающие в этой области, насмехаются над поверившими глупцами. Можно ли вернуть прошлое, о Король?”
Однако король не стал их слушать. Он подготовил подземную комнату и удалился туда в соответствии с предписанием своего лекаря. Обслуживаемый лекарем, король находился в этой подземной пещере и покорно принимал лекарства и другие средства в течение шести месяцев. Этот вероломный лекарь, видя, что старость короля прогрессирует, поймал молодого человека, внешне похожего на короля. Затем он прорыл туннель, соединяющий эту комнату и отдалённое место, убил короля, спрятал его тело, а на его место поместил этого юношу и закрыл туннель. На следующий день лекарь объявил: “С моей помощью король снова стал молодым за шесть месяцев, но ему понадобится еще два месяца для окончательного изменения.” Затем каждый день в течение двух месяцев лекарь показывал ‘королю’ его вещи и говорил ему, как они называются. Через два месяца, будучи хорошо откормленным, он был выведен наружу со словами: “Это наш король, восстановленный с помощью лекарств.” Молодой человек начал исполнять королевские обязанности и посещать королевский гарем. Все люди поверили, что король – это прежний правитель, изменившийся с помощью лекарств, и никто не заподозрил лекаря в мошенничестве. Король почитал лекаря, но никогда ничего не доверял ему.
Знания индусов о продлении жизни и возвращении молодости привлекали внимание иностранцев, посещавших Индию. В своей книге об Индии Аль-Бируни пишет: “У них есть наука, похожая на алхимию, всецело им принадлежащая и носящая имя Расаяна, образованное от корня раса – золото. Это искусство, в котором используются определённые операции, лекарственные препараты и соединения, большинство которых имеет растительное происхождение. Расаяна возвращает здоровье безнадёжно больным, пожилым возвращает юность, и они становятся такими, какими были в период полового созревания, белые волосы снова становятся тёмными, острота чувств, в том числе и сексуальных, становится как у юноши, продолжительность жизни в этом мире увеличивается. А почему нет? Не имеем ли мы уже упоминания о Расаяне как об одном из методов достижения освобождения такого авторитета, как Патанджали?”
Марко Поло, описывая чугчи (йогинов), живущих 150 или 200 лет, пишет: “Эти люди употребляют совершенно незнакомый напиток. Они смешивают серу и ртуть и пьют эту смесь дважды в месяц. Это, по их словам, дарует им долгую жизнь, и принимают они его с детства”.
Фрэнсис Берниер отмечает: “Существуют другие, совершенно не похожие на этих, очень странные люди; почти все они постоянно странствуют; они насмехаются над любой вещью, они ничем не обременены и сохраняют тайну; говорят, что они знают, как получить золото и как преобразовать ртуть таким чудесным образом, что две гранулы, принятых утром, возвращают телу прекрасное здоровье и так стимулируют работу желудка, что становится довольно трудно утолить голод.”