Профилактика заболеваний, поддержание здоровья и достижение долголетия

Для реализации первого и основного принципа тибетской медицины: «жить долго и не болея!» — предусмотрен целый комплекс жизненных мероприятий, которые необходимо соблюдать при желании прожить долго и без болезней.
В главах «Причины болезней», «Типы конституции» и «Классификация болезней» приведены тибетские представления о причинах возникновения болезней. Как следует из этих представлений, к развитию болезни приводит влияние на организм человека ряда факторов среды обитания, среди этих факторов можно выделить объективные условия среды, такие как климатические особенности места жительства, сезонные факторы, и группу факторов субъективных, определяемым самим человеком, к ним можно отнести образ жизни человека, характер его питания, вид трудовой деятельности. Все объективные и субъективные факторы среды представляют собой внешние причины, действие которых может вызвать развитие болезни. Все внешние причины болезней реализуют свое действие на уровне внутренней среды организма, состояние которой определяют три системы регуляции организма — ветер, желчь и слизь.
«...От недостатка и избытка» систем регуляции, изменения их соотношений «порождаются болезни». «А если они представлены в меру, болезней не будет».
В главе «Причины болезней» обсуждался вопрос об условиях, при которых действие внешних причин, объективных и субъективных, приводит к возникновению болезни. Основным условием развития болезни при действии внешних причин является расстройство системы регуляции. Система регуляции, доминирующая в регуляторном комплексе трех систем, определяет, как известно, тип конституции человека, эта же система регуляции является наиболее реактивной и по времени реакции и по степени реагирования на воздействие факторов среды. Вид доминирующей системы регуляции определяет также и характер ответной реакции на воздействие. Так, у людей конституции ветра, в организме которых преобладающей является система ветра, вид ответного физиологического реагирования на действие самых различных факторов будет нейромедиаторного типа, с преобладанием реакции симпатического характера, у людей этого типа конституции обычно и болезни развиваются соответствующего вида, в основе их лежит расстройство системы ветра. У людей конституции желчи, у которых доминирует система желчи, и реакции физиологические и болезни развиваются с преимущественным участием системы желчи. А люди конституции слизи реагируют на разнообразные воздействия в основном за счет участия местно-тканевых механизмов и соответствующих трофотропных процессов, и страдают они обычно болезнями, связанными с нарушениями в состоянии одноименной системы регуляции, системы слизи.
Таким образом, тип конституции человека предопределяет его природную расположенность к заболеваниям определенной группы, внутреннюю основу которых составляет расстройство доминирующей системы регуляции, определяющей тип его конституции.
Расстройство доминирующей системы регуляции вызывает действие различных факторов среды, как объективных, так и субъективных. Однако расстройства систем регуляции развиваются при вполне определенных сочетаниях действующих внешних причин болезни.
Как уже было отмечено в главе «Причины болезней», влияние объективных факторов среды таких, как климатические условия региона проживания и сезон года, следующим образом влияют на состояние систем регуляции.
Система ветра усиливается, накапливается в условиях проживания в регионе с климатом холодным, сухим и ветреным и в максимальной степени это усиление наблюдается в течение весны. Это состояние — усиление системы ветра — особенно выраженным будет у людей конституции ветра, которые имеют от природы усиленную, доминирующую систему ветра.
Усиление, накопление системы желчи происходит у всех людей, проживающих в условиях климата жаркого, влажного, но в максимальной степени оно будет происходить в организме людей конституции желчи, имеющих доминирующую, т. е. и наиболее реактивную, систему желчи. У всех людей усиление системы желчи происходит в определенный сезон года, летом. В наибольшей же мере накопление системы желчи будет наблюдаться у людей конституции желчи, при проживании их в климате жарком и влажном, в течение всего лета и особенно в конце лета — начале осени.
Усиление, накопление системы слизи в максимальной степени будет происходить у людей конституции слизи, особенно же у тех из них, которые проживают в условиях климата влажного, холодного и в течение холодного времени года, зимой, к концу зимы — началу весны.
Следовательно, определенные сочетания внешних причин болезни, объективных, таких, как климатические условия места жительства и сезон года, определяют и состояние усиления, накопления соответствующих систем регуляции, особенно сильно эти процессы у людей соответствующих конституциональных типов.
На состояние систем регуляции влияет и действие субъективных внешних факторов, таких как образ жизни, характер питания, вид трудовой деятельности, особенности половой жизни человека. Так, известно, что активный образ жизни, длительные физические и психологические напряженные виды деятельности, недостаточные сон и отдых, малопитательная пища усиливают, накапливают систему ветра. Способствуют усилению системы ветра также определенные виды пищи, пищевые продукты, обладающие определенными первичными вкусами, горьким и вяжущим, используемые в питании преимущественно или в больших количествах. Сочетания такого образа жизни с использованием в питании продуктов с указанными первичными вкусами, интенсивная половая жизнь, недостаточный сон и отдых у людей, проживающих в условиях климата сухого, холодного и ветреного и особенно у людей конституции ветра в течение весны, чаще же всего в конце весны — начале лета могут приводить к появлению заболеваний, в основе которых лежит расстройство системы ветра. Как известно, болезни эти могут быть и горячего и холодного характера.
Образ жизни чрезмерно энергичный у людей конституции желчи, проживающих в условиях климата жаркого и влажного, употребляющих в пищу преимущественно или в большом количестве пишу с первичными вкусами кислым, соленым, жгучим, и особенно в течение лета будут вызывать значительное усиление, накопление системы желчи, что может привести к появлению заболеваний на этой почве, которые как известно, являются болезнями горячими.
Малоподвижный образ жизни, леность, чрезмерный сон и отдых у людей конституции слизи, особенно же у тех из них, которые проживают в регионах с климатом холодным и сырым и используют в питании преимущественно или в большом количестве продукты с первичными вкусами сладким, горьким, вяжущим, которые усиливают систему слизи, в течение зимы, к весне могут вызвать значительное усиление, накопление этой системы, что может завершиться развитием заболеваний на этой почве, которые, как известно, являются холодными по характеру проявления.
Однако, как считает тибетская медицина, чрезмерное усиление, накопление системы регуляции и развитие заболеваний на этой почве можно предупредить. Если усиливающее систему влияние климатических условий и сезонов года, т. е. объективных факторов среды, предупредить невозможно, то можно использовать для предупреждения чрезмерного усиления системы регуляции набор определенных, подавляющих систему регуляции субъективных факторов среды, которые человек может формировать по своим возможностям. К этим факторам, как известно, относятся образ жизни, характер питания, вид трудовой деятельности, половая жизнь. Т. е. для предупреждения чрезмерного усиления и возбуждения системы регуляции необходимо усиливающему систему влиянию объективных факторов среды противопоставить ослабляющие систему действия образа жизни и питания. Рекомендуемые образ жизни и пищевые продукты в питании назначаются тибетскими врачами на основе полного представления о конституции человека, т. е. знаний о доминирующей системе регуляции, с учетом влияний времени года (сезонов). В связи с тем, что в различные возрастные периоды происходят изменения в состоянии систем регуляции, тибетский врач должен представлять состояние систем регуляции пациентов также и в соответствии с их возрастом.
В главе «О вкусах» даны представления тибетской медицинской системы о влиянии на состояние систем регуляции различных видов пищевых продуктов. В настоящей главе приводятся дополнительные данные о свойствах различных видов пищи, об их первичных вкусах и вторичных свойствах, в частности об их теплых и холодных свойствах, о характере действия на каждую из систем регуляции, о результирующем действии пищевых продуктов на различные биологические процессы, происходящие в организме, физиологические и патологические. В тибетской медицинской литературе все виды пищевых продуктов, а также лекарственных средств описаны по этим параметрам. Располагая такой информацией, тибетский врач, а также и сам больной, могли в соответствии с природной конституцией и возрастом использовать определенный набор пищевых продуктов для предупреждения чрезмерного усиления системы регуляции в определенные сезоны года. Подобным же образом можно регулировать в пределах возможного и образ жизни человека в целях предупреждения заболеваний, для поддержания здоровья и продления жизни. В случаях заболевания с учетом характера патологии также подбирались соответствующий лечебный образ жизни и рацион питания.
«Если на тройку — образ жизни, питание и лекарства опираться как положено, то можно жить спокойно, без недугов».
Ниже приведена более детальная информация из «Чжуд-ши» о профилактических мерах по сохранению, поддержанию здоровья и обеспечению долголетия. Рекомендации эти сделаны в соответствии с природной конституцией человека, его возрастом, с учетом влияния сезона года. Набор рекомендуемых профилактических мероприятий — субъективного характера, т. е. касается образа жизни, питания, сна, одевания, бытовых условий, особенностей половой жизни, здесь же приводятся текущие лечебно-профилактические процедуры, которые необходимо проводить при появлении незначительных отклонений в состоянии здоровья для предупреждения развития серьезных заболеваний.

О том как нужно питаться и о свойствах пищи и питья


«При разумном использовании еда и питье поддерживают жизнь, а при избытке, недостатке и неправильном использовании порождают болезни и могут жизнь погубить».
В разделе о пище все виды пищевых продуктов подразделяются на 5 групп:
1. Зерна, 2. Зелень, З. Мясо, 4. Масла (жиры), 5. Приготовленная пища.

1. Зерна.


Зерна получают из колосьев и стручков. Зерна из колосьев: рис, пшеница, просо, ячмень голосемянный, ячмень дикий, овес и др. Перечисленные зерновые обладают сладким первичным вкусом, сладким же остается их вкус после переваривания. По действию на организм большинство зерновых относятся к средствам, подавляющим первую систему регуляции — ветер и стимулирующим третью систему — слизи, все они, за счет стимуляции слизи порождают силы организма, но угнетают страсть (как одну из функций организма). Различные виды зерновых обладают следующими свойствами и действиями: рис — холоден, легок, маслянист, мягок, «сдерживает» все три системы регуляции, останавливает рвоту и понос, снижает половую потенцию. Просо — холодное, тяжелое, укрепляет и соединяет сломанные и поврежденные кости и мягкие ткани. Ячмень голосемянный — холоден, тяжел, увеличивает кал, лучшее из средств, придающих силу телу. Ячмень дикий и овес — прохладны, легки, подавляют вторую и третью системы регуляции, желчь и слизь. Кунжут — горячий, тяжелый, лечит болезни, вызванные расстройством первой системы — ветра, подавляет страсть.
Семена льна — нейтральные, мягкие, маслянистые, регулируют состояние первой системы — ветра. Гречиха — холодна, легка, «порождает движение» всех трех систем регуляции.
Стручковые: бобы и горох. Первичный вкус у всех стручковых сладкий, они холодны и легки, «закрывают отверстия сосудов», удаляют слизь, останавливают понос, вбирают масло при натирании, помогают при болезнях крови, желчи и ожирении. Горох китайский — очищает организм от слизи и ветра, кашля и одышки, лечит геморрой, «камешки» семени, порождает кровь и желчь.
Мелкий горох, все его разновидности, имеют вяжуще-сладкий первичный вкус, усиливают все три системы регуляции, увеличивают семя и силы организма, кашица его очищает кровь при болезнях крови.
Все недозревшие и свежие зерна — тяжелы, а созревшие, высохшие — легки. Свежие зерна, сваренные и поджаренные, делаются легче, лучше перевариваются и усваиваются.

2.. Зелень.


Различные пищевые растения имеют разные свойства в зависимости от того, в какой местности они произрастают, в сухой или сырой, свежие они или сухие, сырые или проваренные. Растения из сухой местности, засушенные, проваренные теплее и легче, чем растения из местности сырой, свежие и сырые. Теплые растения излечивают и предупреждают болезни холода, холодные — болезни жара.

3.Мясо.


Различают мясо: животных, птиц и рыбу, мясо животных, обитающих в разных средах, на земле, в воде и повсеместно, обладает различными свойствами.
Мясо всех животных, птиц и рыба имеют и первичный и вторичный вкусы сладкие. У многих животных, обитающих на суше, мясо имеет свойства прохладные, легкие и грубые, оно подавляет горячие болезни.
Мясо обитателей воды — горячее, жирное, тяжелое, оно лечит холодные болезни в желудке, почках, пояснице.
Мясо обитающих повсеместно обладает горячими и холодными свойствами.
Мясо хищных зверей и птиц грубое, острое, легкое, оно порождает тепло в теле, огонь в желудке, разрушает скраны, «увеличивает мясо», лечит холодные болезни.
Названия болезней прокомментированы в главе «Классификация болезней»
Мясо павлина помогает при болезнях глаз, хрипоте, дает силу старикам.
Мясо дикого яка лечит холодные болезни желудка и печени, порождает тепло.
Зайчатина тепла, груба, лечит поносы, порождает тепло.
Мясо сурка горячее, тяжелое, маслянистое, полезно при нарывах, лечит холодные болезни желудка, почек, области поясницы, головы. Мясо выдры возбуждает страсть, удаляет холод из почек и поясницы.
Рыба излечивает болезни желудка, улучшает аппетит, проясняет зрение, подавляет и разрушает слизь, лечит язвы, нарывы.
Мясо домашних животных и птиц обладает следующими свойствами. Конина, баранина и ослятина горячи, баранина подавляет первую и третью системы регуляции — ветер и слизь, возбуждает аппетит. Конина и ослятина лечат холодные болезни почек, поясницы, лечат болезни «желтой воды», очищают почки, останавливают нагноительные процессы. Мясо яка горячее, подавляет холод, стимулирует вторую систему регуляции — желчь.
Говядина, козлятина, свинина, курятина холодны.
Курятина увеличивает семяобразование, полезна при ранах.
Свежее мясо «холодит», старое «согревает», порождает огонь и тепло в теле. Сырое, остывшее, подгоревшее мясо переваривается трудно, а сухое и сваренное, горячее мясо лучше и легче переваривается.

4.Масла.


Масло сливочное и жиры животного происхождения, в том числе костный жир, имеют сладкий вкус, они полезны старикам, детям, ослабленным и утомленным, при истощении семени и крови, при тяжелой физической и умственной работе.
Свежее масло холодно, оно увеличивает страсть и силу тела, подавляет горячие болезни, желчь. Масло старое помогает при безумии, потере памяти, обмороках, залечивает раны. Свежесбитое масло, пенки, сыр возбуждают аппетит, регулируют функционирование кишечника. Масло старое, прогорклое подавляет первую и третью системы регуляции, ветер и слизь, «рождает огонь и тепло». Масло топленое — «лучшее из масел, оно рождает теплоту в теле и силу, удлиняет жизнь, проясняет память, дает остроту уму».
Масло из молока яка и овцы — горячее, оно «удаляет холод ветра». Масло из коровьего и козьего молока — холодное, угнетает жар ветра. Костный жир и мозг —
холодные, угнетают ветер и увеличивают слизь, сперму, лечат болезни суставов, ожоги, болезни ветра, заболевания уха, головы и матки.
Растительные масла
Кунжутное масло — горячее и острое, при истощении способствует «росту мяса», при ожирении — похуданию, укрепляет тело, подавляет холодные болезни, угнетает слизь и ветер.
Горчичное масло обладает нейтральными свойствами, возбуждает как слизь, так и желчь, а ветер — первую систему регуляции, угнетает.
У людей, питающихся маслом, «силен огонь и внутри у них чисто, силы тела развиты, они бодры, цветом хороши, органы у них крепки, в старости бодрость сохраняют, доживают до ста лет».
Лечение маслом
Показания к использованию масла следующие: «масло показано старым, истощенным, ослабленным, при непитательной пище, при изнурении души, кровопотере, при «жесткости» внутри, истощении семени, избытке ветра, темноте в глазах, и тем, кому нужно прочистить нутро». Противопоказано применение масла в лечебных целях «при слабости огня, несварении, поносе, дрег, грум, отравлении искусственными ядами, отсутствии аппетита, при увеличении слизи, рвоте и повышенной жажде».
Масла растительные, масла и жиры животные можно использовать наружно для втираний в кожу, в том числе в кожу головы, использовать в клизмах, закапывать в глаза, уши, нос и принимать внутрь.
Прием масла внутрь в зависимости от уровня желудочной секреции нужно сопровождать умеренным, средним и усиленным витанием. Чем выше переваривающая способность желудка, тем больше масла можно использовать в питании. Бели человек постоянно употребляет в пищу масло и жир — он должен принимать параллельно «грубую» пищу. Те же, кто обычно питается «грубой» пищей, масло должны принимать с солью. Прием масла обязательно нужно сопровождать горячим питьем. Во время приема масла с лечебной целью нельзя употреблять в пищу несвежие овощи, гнилую, кислую, сырую пищу, есть в это время нужно теплое, легко усваиваемое и понемногу. Во время масляного лечения не рекомендуются утомляющие физические и интеллектуальные работы, дневной сон, купание, пребывание на ветру и в дыму. Масла можно использовать для укрепления сил организма, их можно применять также в лечебных целях. В этом случае масло нужно принимать на голодный желудок, не смешивая ни с чем. Те, кто хочет долголетия, усиления огня и тепла тела, ясной памяти, развития ума, должны принимать топленое масло. Те, у кого силен ветер, «тело худое», и для прибавления в весе они должны принимать масле растительное. При жаре после родов, при сильном утомлении, истощении, при закупорке сосудов нужно принимать костный мозг, костный жир. При язвах, ожогах, болях в костях и суставах, при болях в животе, при патологии в половой сфере, при болезнях уха, головы лучше использовать жир животного происхождения.
Топленое масло лучше принимать зимой, растительное — летом, а костный мозг и жир — лучше весной и в дневное время. Для послабления нужно использовать топленое масле на рассвете, натощак.
Масло можно применять в комплексе с другими пищевыми продуктами и лекарственными средствами. Так, для укрепления сил тела, утомленным, истощенным, старикам, детям, тем, у кого ослаблен огонь и снижено тепло тела, топленое масло можно давать с> мясным бульоном, жареным ячменем и рисом, с медом и патокой, хорошо перемешав их. Эта смесь легко усваивается, увеличивает силы тела, не «отбивает» аппетит.
Время приема масла имеет определенное значение. Так, если принимать масло до, во время и после еды, то соответственно оно будет оказывать действие на верхнюю, среднюю и нижнюю части тела.
Нормализуется стул, «кал перестает сохнуть», возрастает тепло тела, исчезает желание есть масло — признаки того, что масло оказало нужное действие и прием его можно прекратить.
Масло дает «цвет, силу, ясность чувств, старых укрепляет». Но при переедании масла «оно выходит через верх и низ», исчезает аппетит.
Назначение масла весной может сопровождаться возбуждением слизи и желчи, зимой от применения жира внутрь могут появиться зябкость и несварение. Эти осложнения, сопровождающие лечение маслом, нужно лечить голодом, жаждой, компрессами, рвотой, принимать горох и рис, старые молочно-кислые продукты и прозрачный алкоголь..

5. Приготовленная пища


Способ приготовления пищи влияет на свойства растений, мяса, из которых она приготовлена. Например, из риса можно приготовить каши различной консистенции: жидкую, погуще, густую и плотную, и каждая из каш имеет особенности в действии. Жидкая кашица — суп утоляет жажду, голод, всасываясь, «выравнивает силы тела», питает, порождает тепло и «размягчает полости сосудов». Суп погуще — также теплый, помогает при жажде, голоде, утомлении, «болезни растворяет, устраняет задержку нечистот». Густая каша утоляет жажду и голод, останавливает понос. Если кашу рисовую сварить с горячительными лекарствами, она станет легкой, будет хорошо перевариваться. Рисовая каша на мясном бульоне и с молоком — тяжелая. Поджаренные зерна риса прекращают понос, способствуют заживлению переломов. Суп из недозрелого риса или ячменя вызывает запор, угнетает тепло. Поджаренный дробленый рис легок, мягок и горяч, подходит желудку, хорошо усваивается. Все застывшие блюда, в том числе из риса, угнетают огонь желудка.
Мясной бульон питателен, насыщает, дает крепость телу, полезен при преобладании в организме ветра. Суп из сухой муки — лучшее средство при ветре. Крапивный суп подавляет ветер, порождает тепло, возбуждает и желчь и слизь. Супы из просвирника и одуванчика дают тепло и останавливают понос. Суп из колоказии подавляет ветер, возбуждает и желчь, и слизь, сушит раны. Суп из красной мари подавляет все три системы регуляции, ветер, желчь и слизь. Суп из одуванчика холодит, изгоняет жар. Суп из бузульника лечит жар желчи и болезни головы. Гороховый суп повышает аппетит, возбуждает слизь и ветер, «сгоняет» жир. Свежие молодые листья гороха выравнивают жар и холод в теле, а использованные через день после сбора возбуждают желчь и слизь. Супы из горичника и купены подавляют ветер и слизь. Листья горчицы возбуждают слизь и желчь. Суп из редьки порождает тепло, останавливает понос. Суп из чеснока полезен при ветре. Перец Бунте порождает ветер и слизь, расширяет сосуды. Имбирь вызывает тепло, подавляет болезни ветра. Соль порождает тепло, облегчает пищеварение, придает вкус еде, «выводит» кал.

Питье:


вода, молоко, молочно-кислые продукты, алкоголь.
Воду различают: дождевую, снежную, речную, родниковую, колодезную, минеральную и древесную.
Вода дождевая безвкусна, но приятна, прохладна, легка.
Вода снежная очень холодна, огонь желудка с трудом «нагревает» ее, при пользовании несвежей снежной водой «в теле заводятся черви и появляются болезни сердца». Вода, которая находится в чистом водоеме, доступном солнцу и ветру, считается хорошей. Вода болотная и солончаковая, вода, в которой купаются животные, вызывают различные заболевания.
Холодная вода помогает при обмороках, похмелье, рвоте, головокружении, жажде, жаре тела, болезнях желчи и крови, при отравлениях.
Кипяток согревает, способствует пищеварению, подавляет икоту, удаляет слизь, вздутие живота, одышку. Охлажденный кипяток, не возбуждая слизи, удаляет желчь. При хранении, через день кипяченая вода становится подобной яду и возбуждает все три системы регуляции.
Молоко используют в пищу: коровье, козье, овечье, ячье, кобылье, ослиное.
Любое молоко очень полезно и имеет оба вкуса, первичный и вторичный, сладкие. Оно маслянистое, тяжелое, холодное, любое молоко подавляет ветер и желчь, возбуждает слизь и страсть, увеличивает силы тела. При правильном использовании молоко помогает поддерживать силы тела, укрепляет его, а при неправильном применении может порождать болезни, усиливать их.
Коровье молоко дает остроту душе, полезно при заболеваниях легких, при мочеизнурении. Козье молоко лечит одышку. Овечье молоко подавляет ветер, но вредно для сердца, ячье — лечит болезни желчи и слизи. Кобылье и ослиное молоко лечат болезни легких, опьяняют.
Сырое молоко холодно и тяжело, оно возбуждает ветер. При кипячении молоко становится теплым и легким. Сгущенное молоко — тяжелое, плохо переваривается, а молоко парное «подобно нектару».
Пища, приготовленная из овечьего молока, горяча и сытна, из коровьего и козьего молока — холодна и легка.
Шо (молочно-кислый продукт, простокваша) из цельного молока - имеет и первичный и вторичный вкусы кислые, «изгоняет жар ветра», возбуждает аппетит, сушит кал. Шо из снятого молока лечит различные заболевания. Сыворотка шо слабит, прочищает сосуды, сыворотка от сыра подавляет слизь, не возбуждая ветер и желчь.
Дар (вид молочно-кислого продукта) — теплый, легкий, порождает тепло и ветер, лечит скран и болезни селезенки, геморрой.
Варенец сушит кал, останавливает понос от жара.
Чан — (алкоголь) кисло-сладок, имеет и первичный и вторичный вкусы кислые. Чан «горяч», «остр», слегка слабит, «раздувает огонь» в теле, порождает смелость, вызывает сон, очищает ветер и слизь. Свежий чан — тяжелый, старый — легче, свежий чан усиливает огонь желудка, облегчает переваривание. Чан из дикого ячменя, поджаренных зерен, овса — легкие, затем по степени нарастания «тяжести» следуют пшеничный, рисовый и ячменный чан. Прокисший чан «разгоняет» желчь, слизь и кровь.
После еды нужно пить, это утоляет жажду, содействует измельчению и перевариванию пищи, увлажняет, укрепляет и развивает тело. Но при потере голоса, выделении большого количества мокроты, кашле, других болезнях, развивающихся в частях тела выше ключицы, запивать питьем прием пищи вредно,
При слабости желудочного огня нужно есть мясо, принимать алкоголь. Если пища плохо переваривается и после еды появляется вздутие живота, после еды нужно пить кипяток. При сильном похудании нужно принимать алкоголь, а при ожирении — пить воду с медом. После приема молочно-кислых продуктов, алкоголя, меда полезно пить холодную воду.
Если пить во время еды, до еды и после еды, то тело соответственно будет в норме, станет тучным, похудеет.
«Будь в еде и питье разборчив»! — призывает тибетская медицина. Ибо пища может стать ядом. Кроме явно ядовитой пищи, которая имеет ряд отличительных признаков, при одновременном приеме несовместимых видов пищи также можно отравиться. Несовместимыми являются несозревшие молочно-кислые продукты и свежее вино, рыба и молоко, молоко и плоды с деревьев, яйца и рыба, гороховый суп и сыр. Нельзя на горчичном масле жарить грибы, есть курятину с кислым молоком, нельзя использовать равные части меда и растительного масла, после приема топленого масла пить холодную воду.
Нужно соблюдать также правила и сроки хранения продуктов. Так, нельзя больше десяти дней хранить масло в бронзовой посуде, есть мясо побелевшее, с запахом кислого теста, употреблять вареное мясо, которое долго хранилось закрытым, нельзя есть кислое, запивая молоком, принимать пищу, пока не переварилась ранее съеденная. Непривычная и не ко времени съеденная пища тоже может стать ядом. Переходить к приему несовместимой и непривычной пищи, если есть необходимость в этом, нужно постепенно, если сделать это сразу, то можно возбудить, расстроить три регулирующие системы организма. У молодых, сильных людей, у тех, у кого желудок привычен к грубой пище, у кого «силен огонь желудка», у людей, занимающихся тяжелым физическим трудом, постоянно питающихся маслом, даже нарушения принятых правил питания могут не вызывать болезненных нарушений. Всем другим лучше соблюдать указанные правила.
«Ешь всего в меру!» Мера принимаемой пищи определяется, исходя из того, тяжелая она или легкая. Пищу легкую можно есть досыта, тяжелую вдвое меньше. Мерой принимаемой пищи служит также то количество пищи, которое легко и быстро переваривается. Постоянное недоедание может привести к тому, что исчезнут сила и цвет тела, появятся болезни ветра, при переедании же может появиться несварение и избыток слизи в теле, а слизь «закупоривает просвет сосудов и пути движения ветра Ровный огонь». При этом понизится сила огня желудка и появятся болезни. Поэтому нужно также соотносить силу огня желудка с мерой пищи, с ее количеством и качеством. Рекомендуется две четверти желудка наполнять пищей, одну четверть — питьем, а одну четверть оставлять для ветра.
«Пороки не сбиты с путей своих, огненное тепло полыхает, тело легкое, аппетит хороший, органы чувств ясные, сила великая, кал, моча и газы отходят свободно — все это достигается соблюдением меры питания» («Чжуд-ши», т. 11, л. 19).

О питании и образе жизни по сезонам года


Располагая информацией о свойствах и действиях пищевых продуктов, о правилах их рационального использования в питании людей, относящихся к различным конституциональным типам, имея также сведения о влиянии на состояние систем регуляции образа жизни, тибетская медицина предлагает определенные образ жизни и питание людям разных конституциональных типов по сезонам года. Ниже приведены тибетские рекомендации по правильному питанию и образу жизни в каждый из сезонов года.
Как известно, в зимние месяцы усиливается третья система регуляции, слизи, проявления ее деятельности в организме «приходят в движение» позже, в конце зимы — начале весны, когда «внутреннее тепло тела ослабевает, а действие солнечных лучей усиливается». В этот период нужно питаться продуктами, имеющими три последних вкуса, горький, жгучий и вяжущий, например, мясом животных из сухой местности, старым ячменем, использовать в пищу мед, питье принимать горячим, в это время полезно пить отвар из имбиря. Образ жизни зимой надо вести «жесткий», подвижный, обтираться водой для того, чтобы «удалить слизь». Особенно рекомендуется придерживаться этих рекомендаций людям конституции слизи.
В следующий сезон года — весной, в период роста растений, солнце очень сильное, оно «похищает силы» тела. В это время нужно питаться продуктами сладкого, соленого, жгучего и кислого вкусов, маслянистыми и прохладными. Жить в эта время нужно в прохладном помещении, носить прохладные одежды, обмываться прохладной водой. Людям конституции ветра особенно рекомендуется придерживаться этих жизненных правил для того чтобы предотвратить чрезмерное усиление системы ветра весной.
Лето угнетает огонь внутри тела, поэтому рекомендуется в этот сезон года вести образ жизни и питаться продуктами, порождающими тепло в теле. Летом, особенно в конце лета, лучи солнца могут привести к накоплению желчи, но в движение она придет, т. е. проявится ее накопление, осенью. Для того, чтобы предотвратить накопление и проявление накопления желчи, нужно есть сладкое, горькое, вяжущее, одежду можно пропитывать камфорой, сандалом и ветиверией. Этих же рекомендаций хорошо придерживаться в следующий сезон года — осенью. Особенно должны придерживаться этих рекомендаций люди конституции желчи.
Таким образом, в питании по сезонам годам необходимо придерживаться следующих правил: летом и зимой есть и пить теплое (обладающее теплыми свойствами), весной — грубое, осенью и в период роста растений — летом — прохладное (обладающее холодными свойствами). Летом и зимой предпочтительнее употреблять в пищу продукты с тремя первыми вкусами, т. е. сладкие, кислые, соленые, а весной — продукты с тремя последними вкусами, т. е. горькие, жгучие, вяжущие; в сезон роста растений следует питаться пищей со сладким вкусом, осенью принимать продукты со сладким, горьким и терпким вкусами.
Осенью и весной хорошо также проводить очищение кишечника слабительными, а желудка — рвотными, летом рекомендуется делать клизмы в качестве профилактических и лечебных процедур.
Рекомендуемых образа жизни и питания для каждого сезона года для поддержания здоровья особенно необходимо придерживаться тем людям, в организме которых в соответствующий сезон года усиливается доминирующая система регуляции. С учетом состояния ведущей системы регуляции делаются также рекомендации в отношении продолжительности сна, половой жизни, купания, различных оздоравливающих процедур: очищающих, массажей с использованием масел.

Режим сна


Ночью нужно спать, бодрствование ночью — грубое нарушение режима жизни. Если случилось так, что не пришлось спать ночью, спать нужно на следующий день на голодный желудок половину времени ночного бдения.
Те, кто страдают от плохого здоровья, алкоголизма, люди пожилого возраста, уставшие, ослабленные должны спать после обеда, особенно в летние месяцы, для того, чтобы предупредить усиление первой системы регуляции — ветра. При хорошем здоровье спать днем не рекомендуется, так как это может привести к накоплению слизи, а затем и к ее движению, что будет сопровождаться увеличением веса, появлением отеков, головными болями, подавленностью и частыми простудными заболеваниями.
Постоянная сонливость является проявлением избытка слизи в конституции; рвотные, пост и активная половая жизнь устраняют избыток слизи в организме.
Бессонница является проявлением избытка ветра в конституции. Люди конституции ветра обычно страдают бессонницей. Для того, чтобы спать ночью, необходимо бодрствовать днем, не спать днем. При плохом сне рекомендуется также использовать в питании молочно-кислые продукты, мясо, горячее молоко, супы, творог, питательную пищу, хорошо также втирать масло в кожу головы и тела.

Режим половой жизни


Нельзя жить половой жизнью во время менструации, с беременными женщинами, с больными. Зимой половая активность повышена, и число сношений не ограничивается, осенью и весной жить половой жизнью рекомендуется един раз в 2—3 дня, а летом — раз в полмесяца. При несоблюдении режима половой жизни слабеют органы чувств, появляются слабость, головокружение, и «можно вдруг умереть».

Купание


снимает усталость, уменьшает жажду и жар. Оно усиливает страсть, физическую силу, предупреждает кожные болезни. Купание продлевает жизнь. Полезно обмывание теплой водой нижней части тела, но не рекомендуется мыть голову и волосы горячей водой, ибо она «похищает волосы и силу зрения». Противопоказано купание при заболеваниях носа и глаз, а также сразу после еды.

Натирание кожи маслом (массажи с применением масел)


Постоянные натирания кожи маслом «сдерживают» старость, подавляют ветер, поддерживают голову, ноги и уши, делают тело легче, укрепляют, сгоняют жир, дают телу тепло и огонь. Но в чрезмерном количестве они вредят. Старикам, детям, больным, страдающим расстройством ветра и желчи, горячими болезнями, они противопоказаны. Рекомендуется делать натирания с маслом людям с конституцией слизи, особенно зимой и весной, они уменьшают слизь, способствуют «переплавлению жира», делают кожу чистой, конечности — крепкими.

Поведение в частных случаях


Тибетские медики считают, что нельзя подавлять такие естественные процессы как голод, жажда, рвота, отрыжка, зевота, чихание, дыхание, сон и кашель, не следует также задерживать мочу и семя, выделение кишечных газов.
При подавлении отделения слюны, мокроты, газов разрушается тело, исчезают силы, пропадает аппетит.
При подавлении голода появляются головокружение, слабость. В этих случаях нужно поесть немного легкой, маслянистой и теплой пищи.
При подавлении жажды появляются сухость во рту, головокружение, боль в сердце, ступорозность и потеря памяти. В этих случаях рекомендуется принимать холодную пищу небольшими порциями.
При задержке рвоты исчезает аппетит, появляются одышка, отеки в нижней части тела, различные кожные поражения, болезни глаз, кашель, волчанка и лепра. При появлении этих нарушений необходимо голодать и вдыхать через рот дым сандала, алоэ, а их отваром полоскать рот.
Задержка чихания притупляет органы чувств, способствует появлению головной боли, судорог в мышцах конечностей и затылка, при этом кривится рот, отвисает челюсть. В этих случаях также необходимо вдыхать едкий дым сандала или алоэ, а также рекомендуется принимать слабительное или смотреть на солнце.
При подавлении зевоты повреждаются пять органов чувств и появляются другие неприятные последствия, такие же, как при сдерживании чихания. Лечение в этих случаях должно быть направлено на угнетение ветра.
Задержка дыхания, особенно в состоянии утомления и после физических нагрузок, приводит к появлению отеков, болей в сердце, возбуждению. Лечить эти состояния следует покоем и лекарствами, направленными на подавление ветра.
При недосыпании появляется частая зевота, слабость, тяжесть в голове, несварение, «темнота в глазах». В этом случае больной должен принимать алкоголь, ему нужно делать массажи, и есть он должен мясо, супы.
При подавлении кашля задерживается мокрота, появляется одышка, «мясо сохнет, появляется икота, боль в сердце, пропадает аппетит». В этом случае необходимо принимать отхаркивающие средства.
При задержке слюны болят сердце и голова, много слизи выделяется из носа, появляется головокружение, снижается аппетит. Излечивают это состояние отдых, сон, а также прием алкоголя.
При задержке газов появляются запоры, сухой кал, опухоли, кишечная колика, ухудшается зрение, появляются зябкость, различные сердечные заболевания.
При задержке кала нечистоты могут пойти через рот (рвота), могут возникать головные боли и судорожные сокращения мышц рук и ног.
При задержке мочи образуются мочевые камни, появляются боли в области полового члена и мочеиспускательного канала. В этих случаях необходимо ввести свечу в прямую кишку, делать растирания, ставить компрессы, применять масляные лекарства.
При задержке спермы начинается самопроизвольное истечение спермы, боли в половом члене, затрудняется мочеиспускание, развиваются простатит, импотенция. В этих случаях необходимо проводить следующее лечение: в прямую кишку вводить мягкую свечу, делать массажи, жить половой жизнью, в питании использовать кунжутное масло, курятину, молоко, можно принимать алкоголь.
Чрезмерные потуги при запорах и разного рода задержках приводят к появлению различных заболеваний, возбуждают ветер, поэтому лучше в этих случаях пользоваться лекарствами и соблюдать правильный режим питания и приема питья. Такие заболевания могут пройти от голодания и, «если отверстия хорошо размять и прочистить, болезни вновь не появятся»,
«Если придерживаться здорового образа жизни и питания, пребывать в хорошем настроении, болезней не будет».

Профилактика и лечение инфекционных заболеваний


Тибетскими врачами разработаны были еще в глубокой древности меры по предупреждению эпидемических инфекционных заболеваний. В главе 26-й IV тома «Чжуд-ши» сказано, что «те, кто лечат заразные болезни, пренебрегая мерами защиты, похожи на воинов, которые бросаются в битву голыми». Врачи, которые одними из первых вступают в контакт с инфекционными больными, в первую очередь должны соблюдать определенные меры защиты от заболевания. Все другие также должны придерживаться рекомендуемых мер зашиты от болезней. Меры эти следующие: во-первых, следует окуривать себя и других дымом, который получают при сжигании специальных пилюль, или пить воду, настоянную на этих пилюлях, а также принимать такие пилюли внутрь. В состав пилюль входили: камфора, «шесть хороших» (бамбуковая манна, шафран, гвоздичное дерево, кардамон настоящий, кардамон средний, мускатный орех), мускус, ферула, смола ватики, аир и другие лекарственные растения, обладающие сильным запахом, а также арсенит, реальгар, сера, дельфиниум Брунона, к ним можно было также добавлять шерсть, помет, мочу, когти и желчь сильно пахнущих ездовых животных, хищных животных и птиц, коз, овец. Все это нужно было хорошо измельчить и приготовить пилюли. Кроме того, в этих же случаях каждое утро нужно было говорить определенные заклинания, а также принимать внутрь другие пилюли, в которые входили «шесть хороших», орлиное дерево, меконопсис цельнолистный, мускус, колеус, сахар, кал и моча, и вдыхать дым, полученный при сжигании смеси из: камфоры, мускатного ореха и сандала.
Параллельно с этим рекомендуется говорить заклинания. Одновременно с использованием лекарственных средств необходимо в целях предупреждения заболевания соблюдать и другие меры: «Когда ты голоден или боишься, остерегайся запаха болезни. Сытость, довольство и меры защиты порождают смелость, только в таком состоянии смотри на больного». Во время эпидемии инфекционных болезней рекомендуется постоянно носить на шее в тряпочке состав, в который входят борец, мускус, сера, аир, смола ватики, чеснок. «И пусть болезни полыхают, как пламя, тебе вреда не будет».
Все перечисленные меры являются способами защиты от любых инфекционных болезней. Кроме того, существуют дополнительные рекомендации по защите от отдельных видов инфекционных заболеваний, от разных римс (инфекционных жаров). Некоторые из них описаны в «Чжуд-ши».

Меры предупреждения отравлений от ядов


В качестве противоядия от любого яда, который могут дать с пищей с целью отравления или который может случайно попасть с пищей и питьем, рекомендуется провести следующую «защиту изнутри»: взять репу, которая долго была под дождем "и вследствие этого «раскрыла пасть», золотистый миробалан хебула, чеснок и горчицу, все компоненты взять поровну, сделать из состава пилюли на воде. Такие пилюли как противоядие действуют в течение одного дня. Действие их состоит в том, что если принятая пища была с ядом, то у человека начинается рвота, с которой удаляется и принятый яд.
Другой состав также может быть использован в качестве защиты от яда при поступлении его с пищей. В этот состав входят: кханда (сгущенный отвар) из «дождевой» репы, олений жир, тридцать зерен горчицы, кусочек мускуса величиной с пилюлю, «шесть хороших» и «три горячих», взятые по одному тхун (количество лекарства, помещающееся в одной специальной ложечке, по величине равной примерно половине чайной ложки), к ним нужно прибавить «три лекарства сокровенных наставлений», «спинку лягушки», золотой песок и кусочек мумие величиной с, большой палец, все это вместе смешать в пилюлю.
Способ использования пилюль: в первый день месяца, предварительно «раскрыв устья сосудов (возможно, после использования сосудорасширяющего средства), утром принять 4—5 пилюль, а потом в течение 9 дней принимать по одной пилюле каждый день. От завтрака воздерживаться. Пищу принимать во время лечения мягкую, теплую, сытную. После завершения курса лечения в течение трех дней утром делать «завязывание сосудов» (возможно, принимать сосудосуживающее средство). Эти процедуры обеспечивают безопасность при попадании ядов в организм в течение года.
Противоядием от ядов, попадающих с пищей, может быть и другой состав, в котором используются: в качестве царя — миробалан хебула, в качестве стражника и смазывателя — мускус, а также чеснок и семена репы, приготовленные в виде масляного отвара — «амриты трех действий» и горчица. К этому основному составу можно также добавлять для разных целей другие компоненты: для защиты «дверей полых и плотных органов», мышц, костей и сосудов — «шесть хороших», гранатник, козелец, ластовень, перец длинный, краба, миробалан беллерический, куркуму длинную, эвкоммию, горец птичий, солодку, эмблику и шалфей; от болезней ветра, желчи, слизи, крови, чху-сэр и глистов к основному составу добавляют софору, сверцию, девясил высокий, кориандр, адатоду, буру, перец черный, прутняк, которые являются «средствами, подавляющими головы восставших первоэлементов».
Противоядием при отравлении ядами из драгоценностей и средством лечения при отравлении ими является состав, в который входят: золото, серебро, бирюза, медь, железо, кораллы величиной с горошину, бура, сера, рог носорога, мумие, взятые по одному тхун.
Средством, которое одновременно является противоядием и средством для лечения отравления ядами из камней, является состав, в который входят: камень «спинка лягушки», мрамор, киноварь, шпат, взятые но одной трети тхун, и селитра, нашатырь и бура по одному тхун.
Средством — противоядием и лекарством для лечения отравления ядами — соками является состав из: различных ядовитых частей растений, бадана толстолистного и борца разнолистного, взятых в объеме, равном величине горошины, одного тхун мускуса, приготовленных в виде пилюль.
В качестве противоядия к ядам растений и средством лечения отравлений такими ядами служил состав, в который входили: три «жо-ша», молочай Палласа, молочай аденохлора, пузырница, соломоцвет, ормозия, якорцы стелющиеся, взятые в количествах, равных примерно одной пилюле, хлопчатник, астра альпийская, эдельвейс, корень одуванчика, лилия и щитовник по одному тхун.
Противоядиями к ядам различного происхождения являются следующие средний и большой составы. Средний состав состоит из: ункарии клюволистной, «белой» и «коричневой», борца разнолистного, борца ликоктонум, «цзад», «ргу-тхуб», какалии, пустырника, горечавки холодной, нарда, адиантума, мирикарии, тмина, остролодочника, шиповника, луба барбариса, бадана толстолистного, взятых по одному тхун. Большой состав: к среднему составу нужно добавить противоядия к ядам из камней, соков и трав. Все компоненты в составах растирают вместе до тех пор, пока они не станут, как жидкая краска, которую процеживают через ткань и затем с кханда (сгущенный отвар) из репы делают пилюли величиной с разбухший горох, просушивают их в тени и принимают в течение трех дней, начиная с первого дня месяца, утром, прием их запивают водой. Пилюли будут действовать как противоядие в течение одного месяца. Такое лекарство является «царем» лекарств, используемых при лечении отравлений.
Другой состав защищает тело человека от всяческих болезней и различных ядов в течение всей жизни. В этот состав входят: «дождевая репа», «три плода», «пять корней» и «шесть главных», приготовленные в виде масляного лекарства. К ним нужно добавить вышеописанные или средний или большой состав, «шесть драгоценностей», «шесть хороших», «три кала новорожденных», «три борца», ункарию, «цзад», куркуму длинную, весь состав смешивается с сахаром, медом или патокой. В последний месяц осени нужно приготовить из кала и мочи архата в бронзовой посуде «лекарство дхармы-3». Готовится это лекарство следующим образом: все приготовленные составы нужно положить в матерчатый мешок и выдержать его в полыни холодной семь дней, затем просушить все в тени.
Принимают внутрь семь тхун этой смеси, прием состава запивают чан.
В случае возникновения опасности заболевания или отравления прием состава можно повторить.
В 26 главе IV тома «Чжуд-ши» приводятся также лекарственные составы для наружного применения, окуривания, эффективные как для предупреждения отравления ядами, так и в качестве защиты от демонов гдон и от инфекционных заболеваний. Для этих целей пользуются составом, в который входят: камфора, моча и шпат, этот состав втирают в ладони в течение семи дней, а также вдыхают и окуриваются дымом из смеси мускатного ореха, мичелии, горечавки холодной и красного сандала. Считается, что механизм этих процедур — «закрытие царских ворот» сосудов (не идентифицировано), вследствие чего инфекция, яды не могут внедриться в сосуды. Признаками эффективности действия перечисленных способов профилактики болезней и отравлений, т. е. «закрытия царских ворот» сосудов являются следующие симптомы: появление тяжести в теле и голове, дрожь и озноб.
Для того, чтобы яд и инфекция не проникли в организм, необходимо также осуществить защиту дверей «желтых волос» (не идентифицировано). Для этого необходимо сделать состав, в который входят: сандаловое масло, жир со стенок подойника, масло растительное, солодка, эти компоненты готовят в виде сгущенного отвара, в который затем надо положить мускатный орех, шафран, мускус, нард и горечавку холодную. Приготовленным составом обмыть и растереть тело. В этих же случаях можно использовать другой состав — масляный отвар из мускуса, свиного жира, змеиного мяса, краба, серы, козьей крови и жира сайгака. Можно также для втираний в кожу использовать состав из: камфоры, «трех холодных», сандала, мускуса, «лекарства дхармы», свиного жира и козьей крови. Показателем того, что двери «желтых волос» закрылись, является ощущение, что все тело тяжелое и отечное.
При использовании перечисленных средств «не будет никакого вреда ни от прикосновения, ни от яда, ни от солнца и испарений».

Поддерживающий образ жизни для достижения долголетия и предупреждения болезней

 


«С течением месяцев и лет слабеют силы тела, истощается запас жизни, надвигаются болезни и старость. От них спасают поддерживающий образ жизни, местность, заботы о теле и лекарства. Поддерживающий образ жизни продлевает жизнь, молодость, дает телу цвет и силу, проясняет органы чувств».
Для продления жизни, для сохранения здоровья с возрастом лучше жить в тихой, чистой, уединенной местности.
Относительно половой жизни в «Чжуд-ши» есть следующая рекомендация: «об опоре телесной: пока она совсем не обветшала, лучше отказаться от чувственных утех. Если это невозможно, то входить к женщине в дни благоприятного стояния планет и звезд».
«Всегда соблюдай диету и режим, соответствующие твоему типу сложения».
Поддерживающие лечебные процедуры различают подготовительные и основные.
Подготовительная процедура состоит в приеме масла с последующим послаблением. Для послабления, очищения кишечника рекомендуется принять состав, в который входят «три плода» (миробалан хебула, миробалан беллерический и эмблика), каменная соль, перец длинный, гедихиум, аир, куркума культурная, прутняк и патока, смешанные с коровьей мочой. Такой состав послабляет, «прочищает изнутри». Затем принимают основной поддерживающий состав. Если принять основной состав без указанной процедуры, предварительного очищения, то польза от этого будет небольшая, «это все равно, что грязь замазать краской».
Основной состав готовится следующим образом: чеснок нужно смешать с топленым маслом, поместить это в ячмень на три недели, и затем принимать этот чеснок в течение 21 дня. Такой чеснок подавляет болезни ветра, к которым склонны люди пожилого возраста, и продлевает жизнь.
Следующий состав также можно использовать как основной для предупреждения болезней и продления жизни: мумие, хорошо укрощенное, золу золота, серебра, меди, железа, смешанные с «подходящим лекарством». Принимать нужно это лекарство постепенно увеличивая дозу.
Еще один состав можно использовать для этих же целей: перец красный, масло и мед. Принимать его нужно часто. Этот состав «тело расправляет, удлиняет жизнь, вызывает усиление огня и тепла». Если этот же состав смешать с коровьей мочой, то такой состав будет лечить ша-бкра и мдзе.
Масляное лекарство «трех плодов» (приготовление масляных лекарств описано в главе «Успокаивающие составы, их лекарственные формы, лечебное действие», стр. 213— 214) проясняет органы чувств, укрепляет тело, облегчает старость.
Если придерживаться перечисленных рекомендаций в течение нескольких месяцев, а лучше всего в течение всего года, то «плоды будут несомненны».
В случаях, когда длительное соблюдение этих рекомендаций невозможно, «принимай на рассвете основное лекарство, даже это принесет пользу, хотя бы на время».