ул. Ленинский проспект дом 37 корпус 1 Москва, Россия
8 (495) 023-65-00

Содержание материала

 

Травы, используемые для терапевтических целей.

Антипаразитические и антигельминтные травы (крумингхна карма)

Антигельминтными являются травы, которые помогут уничтожить и изгнать паразитов. В Аюрведе концепция круми часто переводится как "червь", хотя она имеет более широкое толкование. Она включает всех паразитов, бактерии, грибки и дрожжевые инфекции, которые доступны для искусного видения йоги. Антигельминты также важны в этих условиях. Они имеют значение при лечении широко распространенной грибковой инфекции кандида альбиканс и связаны с проблемами пищевой аллергии.
Паразитные инфекции лечатся как ама, поскольку непереваренная пища может оказаться средой, благоприятной для некоторых видов паразитов. Их лечат обеззараживающей терапией, так как поднятие тонуса будет только усиливать инвазию. По этой причине антигельминтные травы оказывают истощающее действие на организм и могут ослаблять ткани. С этой точки зрения сперма также рассматривается как тип червей или круми. Антигельминтные травы могут уменьшить количество спермы и нарушить жизнедеятельность. Итак, пользоваться этими травами нужно только при соответствующих симптомах и очень осторожно, особенно если больной уже слаб или истощен.
В Аюрведе паразиты отождествляются с усугубляющейся дошей, через которую они проявляются. Паразиты капха-типа преобладают первоначально в слизи, паразиты питта-типа-в крови, а паразитов вата-типа можно обнаружить в фекалиях. Следует соблюдать осторожность при лечении ухудшающейся доши, а также специфических паразитов.
Антипаразитическим действием обладают в основном острые или горькие на вкус травы, хотя дело часто в особых свойствах прабхавы, а не в общей энергетике. Тем не менее, необходимо соблюдать меры предосторожности при использовании горячих, острых антигельминтов для питта-типа, или холодных горьких для вата-типа.
Типичными антипаразитарными травами являются: айован, асафетида, кайенский перец, гвоздика , чеснок,
лавр американский, мята болотная, гранат, ясень,семена тыквы, рута, тимьян, пижма, полынь и эвкалипт
Черви и паразиты часто вызывают сильное ухудшение общего состояния, когда необходима помощь опытного практикующего врача.

Ветрогонные травы (вата-ануломан)


Ветрогонными считаются травы, удаляющие газы из кишечника, снижающие боль и вздутие. Они способствуют пищеварению и усиливают поглощение. Они помогают разогнать воду и слизь и аму, застои и закупорки в желудочно-кишечном тракте. Они способствуют нормальной перистальтике.
Обычно они представляют собой ароматные травы, обладающие эфирными маслами, которые стимулируют нервные окончания желудочно-кишечного тракта (самана и апана вайю, силы ваты, управляющие желудком, тонким и толстым кишечником ), обеспечивая пищеварение и не давая накапливаться непереваренным продуктам.
Их стимуляция ваты также повышает агни - как ветер раздувает огонь. В этом отношении они похожи на травы стимуляторы, но стимулирующие травы улучшают пищеварение через непосредственное питание агни, а ветрогонные травы работают опосредованно через нормализацию ваты. В этом качестве они особенно хороши при слабости пищеварения из-за нервного расстройства, беспокойства и депрессии.
Они очень похожи на травы успокаивающие нервы. Путем рассасывания закупорок во всех каналах, шротас, они открывают нервную систему и снимают спазмы и боль. Они могут оказывать также потогонное и отхаркивающее действие, являясь также часто стимуляторами кровообращения. Они улучшают общий дух и стимулируют основной ток энергии, праны, в теле.
Все ветрогонные травы движут вату. Это стимулирующее действие сдвигает накопленную вату. Тем не менее их сухость может ухудшать вату, если использовать их слишком долго или в избытке.
Большинство из этих ароматических трав имеет тенденцию к нагреванию и остры на вкус. Однако, вторая группа охлаждает и тяготеет к горькому вкусу.
Разогревающие ветрогонные могут ухудшать питту, а некоторые из них увеличивают кислотность, в этом случае следует отдать предпочтение охлаждающим ветрогонам. Охлаждающие ветрогоны чаще оказывают долговременное истощающее действие на вату. Все ароматические и ветрогонные травы уменьшают капху, благодаря своим высушивающим свойствам.
В этой категории трав находится большинство специй, и в качестве специй они должны быть частью ежедневного рациона, в особенности для того, кто имеет вату. От одного до пяти граммов многих из этих специй принимаемые с пищей могут излечить множество заболеваний, поскольку большинство болезней возникает из-за плохого пищеварения. Вместе с пищей или тонизирующими травами эти специи способствуют омоложению. Они лечат многие застойные заболевания и нервные расстройства.
К типичным разогревающим ветрогонам относятся: айован, базилик, лавровый лист, пальма ротанговая, кардамон, коричное дерево, гвоздика , чеснок, имбирь, ягоды можжевельника, мускатный орех, кожура апельсина, тимьян, имбирь , валериана.
К типичным охлаждающим ветрогонам относятся: пупавка, кошачья мята, хризантемы, кориандр, тмин, укроп, фенхель, липа, горчица, мята перечная, мята колосовая, грушанка.

Вяжущие травы (стамбхана карма)


Терпкие на вкус травы оказывают укрепляющее, уплотняющее и стягивающеее действие на ткани и органы организма. Они останавливают чрезмерные выделения и секрецию. Они предупреждают чрезмерное высушивание и чрезмерное увлажнение. Кроме того, они оказывают заживляющее действие на кожу и слизистые оболочки.
Вяжущий вкус можно отличить от вяжущего действия следующим образом: терпкие на вкус травы обладают вяжущим действием, в то время другие на вкус травы также могут оказывать вяжущее действие на организм.
Терпкие на вкус травы обычно используют при наличии симптомов, например, для остановки кровотечения или остановке поноса. Но все же часто они не устраняют причин, из-за которых возникают те или иные проблемы. Другие отличающиеся по вкусу травы в аналогичных условиях также могут устранять эти симптомы. Например, понос может быть следствием плохого всасывания в тонком кишечнике. Терпкая на вкус трава типа малины или квасцов может подавить этот симптом, но не улучшит поглощения (терпкое на вкус тяжело и трудно переваривается). В этом случае лучше выбрать траву типа мускатного ореха, которая острая и терпкая и которая наряду с вяжущим действием обладает разогревающим свойством и свойством способствовать пищеварению.
Подавление выделений не всегда может играть положительную роль. Понос, вызванный амой, может быть способом естественной очистки организма. Подавление такого поноса терпкими на вкус травами означает задержку ядов в организме, что вызовет дальнейшие сложности. Правильным лечением в данном случае будет способствовать поносу с помощью слабительных, пока ама не будет разрушена.
Вяжущие средства следует использовать только в том случае, когда понос продолжается и после момента очищения организма.
Следовательно, важно, чтобы мы не употребляли вяжущие травы неправильно, используя их симптоматично, как лекарства без понимания глубинных причин тех нарушений, которые они могут поверхностно излечить.
В Аюрведе различают три различных типа вяжущего действия: те, что останавливают кровотечение, гемостатические травы (ракта стамбхана), те, что останавливают избыточные выделения отходов (мала стамбхана) и могут быть названы антидиаретическими травами и третья группа целительных трав (родана), которые способствуют заживлению тканей и особенно хороши для поверхностного использования. Не все из этих трав терпкие на вкус.
Гемостатические травы обычно останавливают кровь за счет охлаждения ее. Они родственны кровоочистительным травам . Поскольку они в основном уменьшают питту , то они могут ухудшать вату. По вкусу они обычно терпкие или горькие.
К типичным гемостатическим травам относятся: репешок, горец змеиный , американский лавр, китайская роза, маньжишта, болотная мальва, коровяк, крапива, подорожник, малина красная, шафран, черноголовка обыкновенная, пастушья сумка, имбирь , белый дуб и тысячелистник.
Некоторые горячие острые травы обладают гемостатическим действием, особенно если кровотечение вызвано холодом, как при некоторых условиях ваты или капхи. К этим травам относятся: черный перец, кайеннский перец, коричное дерево и имбирь. Они прекращают кровотечение при кратковременном использовании, но при длительном использовании могут способствовать кровотечению за счет разогревания крови.
Горькие тонизирующие и кровоочистительные травы, которые обычно охлаждают кровь и питту, могут способствовать остановке кровотечения только за счет своего охлаждающего действия, без всяких других гемостатических свойств.
Травы вяжущего действия, которые останавливают понос, могут также помочь избежать избыточного потения, мочеиспускания и спонтанного семяизвержения. Они обычно охлаждающие по энергетике и имеют вкус от терпкого до горького.
К типичным антидиаретическим травам относятся: черника, окопник, герань, горечавка, семена лотоса, подорожник, малина красная, сумах, белая озерная лилия, кора белого дуба и щавель курчавый.
Некоторые согревающие травы также останавливают понос и другие избыточные выделения и обычно бывают хороши для пищеварения. Такие травы более полезны для здоровья при вате. К ним относятся: перец черный, имбирь, харитаки, мускатный орех и семена мака. На этом уровне также работают такие продукты как пахта (такра) и йогурт.
Целительные травы способствуют заживлению тканей, поврежденных при порезах, ранениях, ожогах, кровотечениях и т.д. Их часто используют наружно при компрессах и пластырях. Обычно терпкие или сладкие на вкус они уменьшают питту и капху, будучи охлаждающими по энергетике. Тем не менее они не пригодны для глубоких ранений, когда повреждена большая часть ткани, потому что при этом требуется более сильное повышение тонуса (что обычно представляет собой скорее вату ). Многие из них мягчительные и смягчают и успокаивают кожу и слизистые оболочки. Некоторые из них могут содержать растительный клей.
Типичными целительными травами являются: алоэ вера, песчанка, окопник, мед, болотная мальва, подорожник, черноголовка, пастушья сумка, скользкий вяз и имбирь желтый.
Некоторые травы обладают всеми этими тремя вяжущими действиями и потому стали известны как травы, лечащие все. К таким травам относится окопник, болотная мальва, подорожник, черноголовка и тысячелистник.
Целительное действие вяжущих трав необязательно имеет питательную природу. Вяжущие травы способствуют заживлению тканей, но не всегда на самом деле способствуют росту тканей. Это высушивающее действие может иметь не только целительный, но и вредный эффект. Неправильное или избыточное применение вяжущих трав может ухудшить вату. Это может вызвать запоры, газы, боль, спазмы мускулатуры и нервозность.
По этой причине вяжущие травы часто используют синергитически с питательными или тонизирующими травами. Питательные травы строят ткани, а вяжущие придают им прочность и помогают организму их удерживать. Таким образом, травы, сочетающие вяжущее и тонизирующее действие, являются мощными омолаживающими средствами типа амалаки,бибхитаки и харитаки, трех наиболее мощных регенерирующих трав в Аюрведе.

Горькие тонизирующие и антилихорадочные травы


В Аюрведе концепция тонизирующих трав отличается от большинства аналогичных американских и европейских концепций . В западном траволечении термин тонизирующий означает вещество, питающее и укрепляющее тело и обычно относится к холодным горьким травам типа горечавки и лавра американского. Считается, что они повышают жизнеспособность, стимулируя пищеварение. Считается, что усиливая питание, травы укрепляют тело и его органы, в то же время задавая соответствующий тон мускулатуре и тканям. Говорится, что действие этих трав усиливает вывод токсинов и очищает кровь. Таким образом, тонизирующие травы прописывают любому выздоравливающему или истощенному пациенту.
В Аюрведе использование горьких трав в качестве тонизирующих не всегда может помочь. Горький вкус, как указано в главе этой книги, посвященной энергетике трав, является наиболее холодным, наиболее высушивающим, наиболее истощающим и уменьшающим из всех вкусов. Он не является тонизирующим в смысле питательности - способствования росту или построению тканей в организме. Его влияние носит катаболический или уменьшающий характер, обеззараживая, способствуя истощению или удалению ткани, при этом подавляя или уравновешивая большинство органических функций тела.
Ему более присуще применение в качестве уменьшающего яды и избытки, а не для построения недостающего. Горькие травы являются частью очистительной, успокоительной и жаропонижающей терапии, такое же применение они получили и в китайской медицине.
Аюрведа считает, что горькие травы стимулируют пищеварение, но только в небольших количествах и в основном для пациентов, страдающих от жара, лихорадки или сильной питты. Их нечасто прописывают хроническим больным, слабым или истощенным. Считается, что более высокая дозировка подавляет пищеварение, ослабляет усвояемость и расстраивает перистальтику.
Горькие травы по своей природе как воздух и высушивают ткани и жизненные флюиды, чем могут вызвать жесткость мускулатуры и даже спазмы . В большинстве условий горькие травы понижают, а не усиливают тонус мускулатуры, органов и тканей.
Если большинство западных фитотерапевтов прописывают эти травы при выздоровлении и вялости, то Аюрведа часто считает их бесполезными в таких условиях. Многие случаи слабости и выздоровления представляют собой вату , условия охлаждения, недостатка жидкости и истощения тканей организма. Они требуют согревания, увлажнения и питательной терапии. Горькие травы также вата, и потому ничем не обеспечивают перестройку в организме или усиление жизненных флюидов. В основном они служат укрепляющими средствами в условиях затянувшейся лихорадки, перемежающейся или прерывающейся, или слабости , сопровождающей лихорадку или состояния высокой питты.
Возможно ранее западные фитотерапевты использовали горькие травы в качестве тонизирующих для выздоравливающих пациентов в питта состоянии, которые страдали от лихорадочных заболеваний или получили сверх меры токсинов при переедании мяса, употреблении алкоголя и т.д. Современные вегетарианцы, особенно имеющие вату, будут испытывать слабость при избыточном использовании горьких трав в качестве тонизирующих.
Тонизирующие травы в Аюрведе в основном сладкие с питательными веществами, которые создают ткани, укрепляют жизнеспособность, усиливают жизненные флюиды, повышают сексуальную энергию и продлевают жизнь. Они рассматриваются в отдельном разделе, посвященном тонизирующим травам. Горькие травы могут истощать жизнеспособность, понижать сексуальную энергию и способствовать процессу старения. В этой книге они названы горькими тонизирующими главным образом для удобства, поскольку они известны под этим названием. Мы также называем их "антилихорадочными" или травами, которые разрушают жар, огонь и лихорадку.
Можно сказать с некоторым оправданием, что эти горькие тоники являются тониками для питты, поскольку представляют собой наиболее сильные травы для её уменьшения и регулирования ее функций. Но их действие не следует путать с действием тоников, которые являются питательными и омолаживающими.
Тем не менее горькие тоники являются очень важными растительными лекарствами. В Аюрведе и западной фитотерапии существует единое мнение о том, что это наиболее сильные травы для борьбы с лихорадкой, очищения организма и убийства токсинов. Они уменьшают лихорадку, питту, выводят из организма токсины и жир.
Если лихорадка возникла из-за внешних причин и протекает в основном поверхностно, как лихорадки от холода или флюса, то лечить ее следует потогонной терапией с применением потения для открытия пор, разрушения циркуляции и истощения вызвавшего ее холода. Однако, если лихорадка сильна, находится в крови или внутри организма, при воспалении печени, при наличии сильной жажды,более подходящими оказываются эти горькие тоники.
Горькие травы не просто подавляют лихорадку. Они разрушают вызывающую ее инфекцию, уничтожая возбудителя. Они атакуют и разрушают аму, яды, которые проникли в ткани и вызвали лихорадку. Следовательно они показаны в любом случае лихорадки из-за амы (которая, как в случае артрита, может возникать из-за ухудшения ваты или капхи). Благодаря своей легкой природе они разрушают тяжелую по природе аму.
Посредством уменьшения жира, кислотности и токсичности они охлаждают и очищают кровь, они также обладают кровоочистительным действием. Можно подумать, что они аналогичны, но они на порядок сильнее по воздействию.
Они регулируют функцию печени, контролируют и уменьшают образование желчи и кислоты в организме. В качестве таковых они показаны при большинстве заболеваний печени типа гепатита и желтухи, в особенности в начальной и острой стадиях.
Они уменьшают количество жира и регулируют сахарный обмен. Посредством этого они также регулируют функционирование селезенки и могут оказаться полезными при заболеваниях типа диабета. Являясь наиболее сильными травами для разрушения жира и уменьшения веса, они имеют сильное снижающее капху действие.
Это, наряду с их кровоочистительными свойствами, придает им антиопухолевые свойства. Они могут способствовать уменьшению как доброкачественных, так и злокачестве6нных опухолей типа раковых. Поскольку они усиливают катаболические процессы в организме, они уменьшают твердые опухоли и удаляют закупорки из организма.
Будучи наиболее сильными травами для уменьшения питты, а также оказывая сильное понижающее действие на капху, они являются также наиболее сильными травами для ухудшения ваты. Если использовать их при несварениях, вызванных ватой (несварение на нервной почве), то они будут лишь вызывать дальнейшее нервное расстройство и еще большую сверхчувствительность.
Их мощная разрушительная сила может придавать им антибактериальные, антивирусные, антигельминтные и антипаразитические свойства. Следует внимательно следить за тем, чтобы их применение продолжалось лишь до того момента, пока все эти патогены не будут разрушены, после чего их разрушительная сила будет ослаблять собственные ткани организма.
К типичным горьким тоникам относятся: алоэ вера, американское коломбо, барбарис, чапаррель, горечавка, гидрастис, хинна, белый тополь и специфические для Индии чирата, кутки и ним.

Месячногонные травы(Рактабхисарана карма).


Месячегонные травы вызывают менструации и регулируют менструальный цикл, в результате чего излечивают такие расстройства как предменструальный синдром, инфекции, маточные опухоли и др. Эти травы в Аюрведе называются Рактабхисарана - стимуляторы кровообращения. Обычно имеют горький или острый вкус. Они устраняют кровяные сгустки, застой крови, стимулируют сердечную деятельность, согревают и улучшают кровь. По тепловому воздействию они обычно охлаждающие, хотя иногда могут быть согревающими.
Женская половая сфера связана с кровью, поэтому имеет природу Питты. Нарушения этой сферы - это повышенная или пониженная Питта. От того, в какую стороны нарушен баланс Питты, зависят и методы лечения. Охлаждающие средства применяются при расстройствах с повышенной Питтой, а согревающие - с пониженной.
Охлаждающие месячегонные средства применяются при нерегулярных менструациях, вызванных инфекционными заболеваниями или кровотечениями. Кроме этого, такие травы ослабляют сильные эмоции, злость, раздражительность. Согревающие месячегонные средства используют при задержках менструаций, вызванных переохлаждением, переутомлением, нервным возбуждением.
Месячегонные травы также снижают спазматические сокращения матки. Травы, обладающие ещё и мочегонным действием, задерживают воду в предменструальном периоде. Травы с кровоостанавливающими свойствами применяют при обильных менструациях.
Согревающие месячегонные травы: асафетида, валериана, дудник, имбирь, корень хлопчатника, корица, куркума, мирра, болотная мята, петрушка, полынь обыкновенная, сафлор, тан квей.
Охлаждающие месячегонные травы: гибискус, карбения, красная малина, лепестки розы, манжишта, митчелла, муста, первоцвет, пупавка, пустырник, ромашка, тысячелистник, хризантема.
Месячегонные травы действуют на организм, увеличивая апана-вайю - движущуюся вниз Вату, управляющую выделением, мочеиспусканием и половыми функциями. Вследствие этого они могут обладать послабляющим действием и вызывать роды, поэтому большинство из них противопоказано при беременности.
Также в Аюрведе существует отдельная группа месячегонных трав - травы, тонизирующие и омолаживающие женскую половую сферу. Эта группа включает в себя тонизирующие, оморлаживающие травы и афродитики. Это сладкие, восстанавливающие кровь, увлажняющие и питающие женские половые органы травы. Они устраняют слабость половой сферы, вызванную плохим питанием, болезнью или старением.
К таким травам относятся: алоэ, гелониас, дудник, корень хлопчатника, купена, мирра, пион, ремания, семена лотоса, солодка, шатавари, ямс и цветы гибискуса, жасмина, розы и шафрана. Также для этих целей в Аюрведе используют различные препараты железа.

Мочегонные травы(Мутрала карма).


Мочегонные травы усиливают функциональную активность почек, мочевого пузыря, увеличивают выделение мочи. Они воздействуют на элемент воды во всех тканях тела (дхату) и удаляют токсины. Очищая элемент воды, они уменьшают элемент земли в теле, поэтому, наряду с другими очищающими средствами, они должны использоваться с осторожностью.
Мочегонные средства (диуретики) снижают Капху, состоящую в основном из воды. Мочегонные травы обычно имеют горький, вяжущий или острый вкус. У них есть склонность повышать сухость Ваты. Это свойство усиливается вкусами, которые ослабляют Капху и влажность.
Также мочегонные травы снижают Питту. Многие из них снижают Питту сильнее, чем Капху, несмотря на то, что природа Питты маслянистая. Это происходит из-за того, что мочеиспускание снижает жар в теле, из крови выводятся продукты окисления и токсины, кровь очищается и охлаждается. Это ослабляет Питту.
Осушающие и согревающие травы с острым вкусом действуют как потогонное, поднимая воду вверх и выводя её из тела в виде пота. Также они обладают отхаркивающим свойством и улучшаю отделение мокроты. Их действие подобно действию огня, поднимающего воду вверх и испаряющего её.
Осушающие охлаждающие травы с горьким и вяжущим вкусом опускают воду вниз и выводят её в виде мочи. Их действие опускающее и собирающее.
Обычно мочегонное действие осушающее и охлаждающее, т.е. противоположное свойствам Питты - жару и влаге. Иными словами они рассеивают влажный жар, такой как при поносе и дизентерии, почки, мочевой пузырь, печень и желчный пузырь. Увеличивая мочеотделение, они способствуют растворению камней в почках и мочевом и желчном пузырях.
Вследствие снижающего действия на Капху, мочегонные травы разгоняют отёки и скопления воды в тканях, особенно в нижней части тела. Потогонные и отхаркивающие травы лучше уменьшают скопления жидкости в районе лица, головы и груди. Также мочегонные травы способствуют уменьшению жировых отложений и снижению веса, особенно когда в жировом слое содержится много воды.
Однако, стимулируя функцию почек и мочевого пузыря, мочегонные травы редко являются тонизирующими и питательными для них. Осушающее действие этих трав может привести к запору и сухости кожи. В случае скудного мочеиспускания и недостаточности воды в теле рекомендуется не осушающая, а увлажняющая терапия. Как правило в этих случаях мочегонные травы противопоказаны. Усиливать мочеотделения при конституции Вата можно только увеличивая содержание воды в тканях, т.е. посредством тонизирующей и питательной терапии, но не с помощью мочегонной. Так как мочегонные травы сильно возбуждают Вату, они противопоказаны при обезвоживании, упадке сил и при выздоровлении.
Мочегонные травы по большей части охлаждающие, нежели согревающие. Охлаждающие диуретики обычно также обладают потогонными, улучшающими обмен веществ или жаропонижающими свойствами, помогающими при лихорадках и инфекционных заболеваниях, особенно когда вовлечён мочеполовой тракт (например, при герпесе) или печень и желчный пузырь.
Согревающие диуретики (например, можжевеловые ягоды) часто обладают потогонными, стимулирующими и отхаркивающими свойствами и могут иметь противоревматическое действие. Они не рекомендованы при воспалении почек и желчного пузыря, обусловленных Питтой, либо они должны быть уравновешены применением охлаждающих трав.
Очень немногие диуретики одновременно являются охлаждающими и увлажняющими, (при этом они всё равно осушают организм) и действуют успокаивающе на слизистые мочевыводящей системы. Это такие растения как алтей, ячмень и гокшура. Какую-либо из таких трав часто добавляют в мочегонный сбор для успокаивающего и защитного действия, для избежания раздражения и дискомфорта, защитить почки от осушающего и раздражающего действия мочегонных трав.
Охлаждающие диуретики: алтей, боэргавия, букко, гокшура, кориандр, кукурузные рыльца, лимонная трава, лопух, мята зелёная, одуванчик, подмареник, подорожник, посконник пурпуровый, спаржа, толокнянка, фенхель, хвощ, ячмень.
Согревающие диуретики: аджван, горчица, корица, можжевеловые ягоды, морковь, мормонский чай, перец кубеба, петрушка, чеснок.

Отхаркивающие и мягчительные травы (Каса-Свасахара).


Отхаркивающие травы помогают отхождению мокроты и слизи. Они очищают лёгкие, носовые проходы, желудок и рекомендуются при заболеваниях дыхательной системы, таких как застарелая и острая простуда, грипп, астма, бронхит, пневмония. В Аюрведе такие расстройства называются каса и сваса, что означает "кашель" и "одышка".
Также они полезны при нарушении пищеварения, т.к. слизь, образующаяся в желудке, может засорять желудочно-кишечный тракт и приводит к несварению и плохому усвоению пищи.
Слизь и мокрота могут скапливаться в любом месте организма и вызывать различные новообразования или опухоли, как правило, доброкачественные. Так, скапливаясь под кожей, они могут закупорить каналы системы кровообращения, и не только, и вызвать различные заболевания, например, нервные расстройства.
Отхаркивающие травы бывают осушающими и увлажняющими и действуют по-разному.
Осушающие, такие как имбирь, удаляют слизь благодаря своему осушающему действию. Обычно они острые, сильно согревающие и могут иметь стимулирующее, потогонное и ветрогонное воздействие. Некоторые из них, например шандра, имеют горький вкус и действуют охлаждающе, вследствие чего очень подходят для Питты.
Увлажняющие, такие как солодка, удаляют слизь за счёт увлажняющего действия. Они увеличивают и разжижают Капху, способствуя её истечению из тела. В основном это сладкие и холодные травы. Они имеют смягчающее воздействие и содержат клейкие вещества, которые смягчают и успокаивают кожу и слизистые оболочки.
Согревающие и осушающие отхаркивающие травы уменьшают холод и влажность, уменьшают Капху и Аму, увеличивают Питту и Агни и и рекомендуются при простудах и респираторных заболеваниях, обладающих природой Капхи и Капха-Ваты.
Охлаждающие и увлажняющие уменьшают жар и сухость, разжижают Капху и Аму и рекомендуются при простудах и респираторных заболеваниях, обладающих природой Ваты и Пита-Ваты.
Большинство отхаркивающих трав ослабляет кашель, если он вызван раздражением слизью нервных окончаний в дыхательных путях. Также кашель способны успокоить травы, обладающие противоспазматическими, укрепляющими нервы и другими свойствами.
В зависимости от того, сухой или влажный кашель, он лечится соответствующими средствами. Кашель или насморк со светлой и обильной слизью говорит о нарушении природы Капхи, типа холод-влажность. Кашель или насморк с желтоватой слизью, с воспалением слизистых говорит о лихорадке или других нарушениях Питты, типа влажность-жар. Сухой кашель со скудной мокротой, особенно на фоне застврелой простуды, как правило имеет природу Ваты.
Кашель и простуда обычно относятся к нарушениям Капхи, т.к. слизь - это Капха. Так как место локализации Капхи - желудок и лёгкие, то при застарелых, с закупоркой слизью простудах, рекомендуется применение рвотных средств, т.е. радикальная отхаркивающая терапия.
Увлажняющие отхаркивающие, т.е. смягчающие травы могут применяться наружно при лечении язв, нарывов и ран. Они способствуют росту клеток, питают их и действуют противовоспалительно. Эти травы ближе всего к тоникам в аюрведическом смысле: это сладкие, питательные травы, дающие силу органам и тканям. Их можно назвать лёгочными тониками. Какие-то из них действуют омолаживающе, другие - из-за своих смягчающих свойств, оказывают послабляющее действие.
Успокаивающее свойство смягчающих трав действует также на сердце и на нервы. Они показаны как укрепляющие нервную систему средства при Вата-состояниях с обезвоживанием и истощением тканей. Смягчающие травы уменьшают сухость и раздражение, вызванное трением. Они питают соединительную ткань и слизистые.
Для сбалансированного действия отхаркивающих трав используют их комбинации. Горячие и сухие (имбирь) можно сочетать с увлажняющими (солодка), чтобы повышенным жаром и сухостью не возбудить Питту и Вату. Холодные и влажные травы применяют с горячими и острыми (имбирь), т.к. они тяжёлые, трудно усваиваются и могут возбуждать Аму. Травы надо сочетать таким образом, чтобы достигнуть основного эффекта при уменьшении побочных нежелательных воздействий.
Осушающие отхаркивающие травы: аир, гвоздика, горчица, девясил, сухой имбирь, иссоп, кардамон, кожура апельсина, копытень, корица, перец кубеба, пиппали, посконник пронзённолистный, шалфей лекарственный, шандра, эриодиктион.
Увлажняющие отхаркивающие или смягчающие травы: алтей, бамбук, ильм, караген, корень окопника, купена, льняное семя, мокрица, нерафинированный сахар, папоротник венерин волос, солодка, молоко.
Травы, облегчающие кашель: бороздоплодник, гринделия, кора сливы, коровяк, мать-и- мачеха, мирт, семечки абрикоса, чабрец, шандра, эвкалипт, эфедра.

Слабительные травы (Виречана-карма).


Слабительные травы усиливают перистальтику, устраняют запоры, способствуют очищению кишечника от токсичных отложений и скоплений пищи. Бывают травы слабого и сильного действия. Слабые называют послабляющими, сильные - слабительными или очищающими.
Слабительные травы принудительно очищают кишечник, вызывают понос а также могут вызывать колики или боли с ложными позывами к испражнению, т.к. часто действуют раздражающе. Применять их следует осторожно. Слабительные бывают холодными и горькими (ревень) или горячими и маслянистыми (касторовое масло).
Послабляющие травы имеют мягкое, увлажняющее воздействие, увеличивая объём содержимого кишечника (отруби). Они улучшают выделение посредством улучшения кишечной смазки. Также послабляющими бывают холодные и горькие травы (жостер , но он ближе к лёгким слабительным, т.к. усиливает перистальтику).
Послабляющие и слабительные травы применяют при запорах и при появлении густого налёта на задней части языка, что указывает на скопление токсинов в толстой кишке. Бывает, что даже при регулярном стуле в толстом кишечнике накапливаются фекальные массы. В этом случае применяются слабительные. Также слабительные можно применять при поносах, вызванных токсинами в толстом кишечнике, на поздних стадиях лихорадки, для улучшения выведение токсинов из тела.
Хронические запоры и запоры в пожилом возрасте соответствуют состоянию Ваты. При этом наблюдается скопление газов и сухость в толстом кишечнике. В таких случаях применяются послабляющие травы, т.к. сильные средства могут спровоцировать раздражение. Однако, для удаления большого количества токсинов, вызванного скоплением Ваты, применяются сильные слабительные травы. Обычно используют горячее масло, например, касторовое.
Люди конституции Питты склонны к поносам из-за своей влажной природы, но усиление Питты с увеличением жара может вызвать запор. При этом применяются слабительные, действующие на тонкий кишечник и обладающие горьким вкусом и холодной природой. Очищение с помощью слабительных (виречана) является наиболее эффективным способом удаления Питты, жара и желчи.
Но при таких характерных состояниях Питты как воспаление или изъязвление слизистых кишечника сильные слабительные могут вызывать раздражение. В таких случаях применяют увлажняющие послабляющие с охлаждающими свойствами (семена блошной травы).
При конституции Капха запоры обычно возникают из-за недостаточности пищеварение, скопления в кишечнике мокроты, слизи и частиц непереваренной пищи. В таких случаях применяют послабляющие травы с осушающими свойствами, т.к. увлажняющие и увеличивающие объём кишечных масс лишь увеличат застой.
Послабляющие травы склонны угнетать процессы пищеварения, а из-за сильной стимуляции перистальтики могут его ослабить. Поэтому их нужно сочетать со стимулирующими или ветрогонными травами (имбирь, фенхель). От запоров и скопления токсинов в толстом кишечнике можно избавляться путём увеличения пищеварительной силы (Агни). Горячие, пряные, стимулирующе-ветрогонные травы могут устранить запор у людей с Вата- или Капха-конституцией, и не надо будет использовать послабляющие средства. Сухость в толстом кишечнике может быть связана с сухостью в лёгких, поэтому травы, действующие увлажняюще на лёгкие (солодка, льняное семя), могут оказать послаблляющее действие.
Послабляющие средства: гхи, изюм, льняное семя, отруби, семена блошной травы, солодка, тёплое молоко, чернослив, шатавари.
Слабительные средства: порошок алоэ, английская (горькая) соль, касторовое масло, кротон, ноголистник, ревень, сенна.
Охлаждающие травы с различным слабительным действием: алоэ, горечавка, жостер пурша, касатик, ревень, сенна, щавель курчавый, эхинацея.
Для умеренного действия можно сочетать слабительные и послабляющие средства. Их разделение не является строгим.

Диафоретические травы (сведана карма).


Диафоретические (потогонные) травы вызывают потение и тем самым улучшают кровообращение, уменьшают лихорадку , при этом выводя токсины из тела. Сильные диафоретики называются потогонными средствами.
Они используемые в начальной и острой стадиях простуды и флюса, а также при более хронических заболеваниях типа астмы и артрита. Первоначальная или острая стадия простуды и лихорадочных заболеваний парализует защитную энергию, которая движется вдоль поверхности тела. Результатом является остановка потоотделения и блокировка кровообращения. Диафоретические травы путем стимуляции восстанавливают защитную энергию организма.
Они оказывают следующее общее терапевтическое влияние:
а) способствуют потению, б) снимают напряжение мускулатуры и болевые ощущения, в) снимают лихорадку от внешних факторов (связанных с простудой и гриппом), г) способствуют рассасыванию воспалительных процессов на коже, д) способствуют уменьшению отечности лица и е) снимают головные боли, возникающие из-за простуде. В этом качестве они находятся на первой линии борьбы с заболеваниями.
Аюрведа различает два типа диафоретических трав в соответствии с дошей, на которую они работают. Этими двумя типами являются согревающие и охлаждающие диафоретики.
Большинство диафоретиков согревающие по своей природе. В основном, это горячие острые травы, которые уменьшают капху и вату, но увеличивают питту. Большинствопростуд холодны по природе и являются капхой . Вата, или ветер, представляет собой фактор, привносящий их в тело. Согревающие диафоретики лечат обычную простуду рассеиванием ветра, холода и сырости. Они обычно стимуляторы, отхаркивающие и могут обладать антиастматическими и антиревматическими свойствами.
К охлаждающим диафоретикам обычно относятся травы от горьких до острых, которые уменьшают питту и капху, но повышают вату. Они больше подходят для простуд питта типа и более эффективны при лечении сильной лихорадки, ангины и других воспалительных заболеваний, включая попадание токсинов в кровь. Они обычно являются кровоочистительными и могут обладать мочегонным действием.
Согревающие диафоретики повышают температуру тела и посредством потения уничтожают озноб. Охлаждающие диафоретики понижают температуру тела посредством потения и выводят жар и токсины через кожу. Оба типа уменьшают содержание воды, флегмы и капхи.
Содержание капхи требует сильного потоотделения из-за ее мокрой природы. Содержание питты требует умеренного потоотделения, охлаждающего по своей природе. Оно может быть ухудшено согревающими диафоретиками, горячим потом или паровыми ванными, или горячими банями и саунами, которые уменьшают капху. Вата требует слабого потоотделения с преобладающей согревающей природой, чтобы помочь увлажнению ее поверхностной сухости, а сильные диафоретические методы еще более высушить вату.

Стимулирующие и улучшающие пищеварение травы (Дипана-Пачана карма

)
На западе стимулирующими считаются травы, которые стимулируют и усиливают все функции организма. Прежде всего это достигается стимуляцией пищеварения.
Стимулирующие травы обычно обладают сильными согревающими свойствами и имеют острый вкус. Среди них есть такие как имбирь, различные виды перца, большинство острых специй. Они усиливают внутренний жар, рассеивают внутренний холод, поддерживают обмен веществ и циркуляцию крови.
Это наиболее сильные травы, усиливающие Агни - огонь пищеварения, поэтому они лучше других устраняют Аму - скопление токсинов. В Аюрведе такие травы называют Агни Дипана и Ама Пачана, т.е. увеличивающие Агни и пережигающие Аму. Они содержат большое количество Агни и даже при малом содержании Агни в организме они могут сжечь накопившиеся в нём токсины.
Эти травы согревают желудок, повышают аппетит, согревают кровь и обостряют ощущения.Почти все они обладают антибактериальными и антипаразитарными свойствами, укрепляют иммунную систему. Они не увеличивают сами вес тела, но способствуют улучшению усвоения пищи и, как следствие, увеличению веса. Они часто используются с тонизирующими и питательными травами и с пищей.
Это наиболее сильные травы, усиливающие Питту и уменьшающие Капху. Часто они уменьшают также и Вату, но если используются в больших количествах, могут усилить её из-за своих осушающих свойств. Они рекомендованы при состоянии Самы и в небольших количествах используются для воздействия на Сама Питту. Они способствуют уменьшению лихорадки, разрушая токсины и для этого их можно сочетать с горькими тонизирующими и противолихорадочными травами.
Многие из стимулирующих трав являются также ветрогонными и желудочными средствами, т.к. они также стимулируют перистальтику (самана-вайю). Многие обладают потогонными свойствами, т.к. нагревают поверхность тела. Довольно часто они оказывают отхаркивающее воздействие и помогают удалить слизь из желудка, лёгких и носовых проходов, вызывают слёзоотделение. Также они очищают кровь посредством стимуляции кровообращения.
Стимуляторы пищеварения похожи на нервные стимуляторы. Они могут вызвать повышение давления и бессонницу. Применять их следует лишь для компенсации недостаточности функций, стараясь не усилить повышенную активность пациента.
Стимулирующие и способствующие пищеварению травы применяются для улучшения пищеварения, уменьшения холода, избавления от токсинов и очищения языка от налёта, восстановления обмена веществ и кровообращения.
Не рекомендуются при недомоганиях, связанных с обезвоживанием, при дефиците жидкости в организме и при воспалении слизистых. Не наносят их непосредственно на слизистые.
Стимулирующие травы: аджван, асафетида, гвоздика, горчица, зантоксилум, сухой имбирь, корица, красный перец, лук, пиппали, хрен, чёрный перец, чеснок.Западная фитотерапия считает некоторые холодные горькие травы или горькие тоники травами, стимулирующими пищеварение. Это подобно погружению в холодную воду для того, чтобы разогреть тело. В Аюрведе считается, что такие травы больше подходят для переваривания токсинов, а не для улучшения усвоения нормальной пищи. (см. "Горькие тоники и противолихорадочные травы").

ТОНИКИ: питательные травы(Брухана-карма) и омолаживающие травы(Расаяна-карма).

 

1) Питательные травы (Бхурана карма).


Вещество, которое питает ткани-элементы (дхату) в Аюрведе называется тоником. Питательный тоник - это трава, питающая тело, увеличивающая вес тела и его плотность, привносящая в тело полезные вещества. Такая пища нужна дхату и органам, которые были истощены в результате болезни.
Питательные травы-тоники почти всегда имеют сладкий вкус или сладкий випак (сладкие после переваривания). Это говорит об из созидательном действии. Обычно они имеют природу Капха и состоят в основном из элементов воды и земли.
Обычно тонизирующие травы тяжёлые, маслянистые или слизистые. Они увеличивают в организме жизненные соки, мышцы и жир, укрепляют кровь и лимфу, усиливают секрецию молока и семени. При истощении и слабости, при упадке сил и в период выздоровления они действуют восстанавливающе. Они смягчают, восстанавливают, гармонизируют, вследствие чего уменьшают скованность и успокаивают нервы.
Как правило питательные тоники уменьшают Вату и Питту, повышают Капху. Некоторые из низ (женьшень, кунжут) усиливают Питту. Питательные тоники увеличивают Аму и поэтому не рекомендованы в состояниях Самы, однако в отдельных случаях они могут размягчить Аму, облегчив выведение её из тела с помощью других трав. Питательные травы увлажняют и охлаждают, наилучшим образом уменьшая Вату.
В то же время они тяжёлые и трудно перевариваются. Если уровень Агни низок, особенно у людей с Вата-конституцией, их сочетают со стимулирующими или ветрогонными травами (например, с имбирём или кардамоном).
Для Питта-состояний рекомендуются травы, которые сочетают вяжущий или горький вкус со сладким (корень окопника, шатавари). Действуя охлаждающе, они используются на этапе выздоровления после сильной лихорадки или после недомоганий, вызванных попаданием токсинов в кровь, при язвах и других Питта-состояниях.
Многие питательные травы действуют отхаркивающе и смягчающе. Они успокаивают и питают слизистые оболочки, восстанавливают жидкости и секреты тела. Поэтому они хорошо подходят для слизистых лёгких и желудка. Они заживляют кожу, смягчают и ослабляют боли и напряжение в мышцах. В Аюрведе свойства питательных трав усиливают с помощью таких сладких и питательных веществ как гхи, молоко, нерафинированный сахар.
Питательные тоники: алтей, амалаки, аралия, бала, батат, женьшень, изюм, ильм, караген, кокос, корень окопника, кунжут, купена, льняное семя, мёд, миндаль, молоко, нерафинированный сахар, пальма сереноа, ремания, семена лотоса, солодка, тан квей, финики, шатавари, ямс.

2) Омолаживающие травы (Расаяна карма).


Аюрведическое лечение травами делает успехи в области омоложения. Аюрведа стремится не просто к достижению долголетия, но к обретению чистого сознания, творческой активности, радости.
Аюрведический подход направлен на достижение бессмертия тела (что может быть достигнуто при достаточной гармонии), на бессмертие ума, на каждодневное обновление клеток мозга. Ум и сердце с годами сохраняют ясность и чистоту.
Эта наука называется Расаяна. Расаяна - это то, что входит (аяна) в сущность (раса). Это то, что проникает в сущность нашего психофихиологического бытия и даёт новую жизнь.
Вещества Расаяны восстанавливают тело и ум, предотвращают распад. Отодвигают старение. Они могут повернуть процесс старения вспять.То, что они привносят в тело, улучшает качество тела. Вещества Расаяны имеют более специфическую направленность, более длительно действуют, чем простые питательные тоники. Их действие сохраняет оптимальное состояние и функции различных органов, дхату и дош тела. В большинстве они сладкие, особенно випак (Эффект после переваривания). Омолаживающие тоники для Капхи бывают острыми и горячими.
Вещества Расаяны часто имеют уникальные свойства. Их действие определяется не только правилами вкуса и энергетики, но и прабхавой.
В Аюрведе считается, что растения имеют Сому - амброзию или нектар бессмертия. В то же время это и тонкая бодрящая живительная жидкость - Оджас, глубинный сок тела. Сома (Оджас) служит основой для ясности восприятия, физической силы, выносливости и долговечности тканей.
Сома является тонкой энергетической эссенцией нервной системы, которая получается посредством переваривания пищи, впечатлений и переживаний. Она определяет нашу способность наслаждаться жизнью. Это её назвали "пищей богов", потому что она содержит способность находить наслаждение во всём.
Расаяна, древняя ведическая наука, была направлена в основном на преобразование мозга. Она пыталась создать физическую основу для рождения истинного осознания в человеческих существах. Расаяна совершала "волшебные" изменения, выходя за рамки деятельности "старого ума", ограниченного тянущими назад шаблонами страха, тщеславия, желания, основанными на эгоизме.
Настоящая Сома - это сущность наших чувств и ощущений. Ясное осознавание и является тем нектаром, который питает клетки мозга, вызывая в них изменения.
Сегодня неизвестно, какое растение использовалось в качестве Сомы, если её получали из какого-то растения.Тем не менее, все травы, которые относятся к Расаяне, сходны по свойствам и способам применения с Сомой.
При расаяна-лечении используются определённые травы, но в общем оно далеко выходит за рамки любого принятого лечения. Оно использует мантры и медитацию, которые и являются катализаторами расаяна-лечения.
Расаяна высшего уровня, осуществляющая внутреннее преобразование, называется Брахма расаяна. Брахма - значит расширение, подразумевая безграничное расширение, созидающую реальность жизни. С помощью медитации мы выходим за рамки известного, за пределы обусловленной деятельности мозга.
Травы Расаяны:
Для Ваты: аир, ашваганда, гуггул, женьшень, харитаки, чеснок.
Для Питты: алоэ, амалаки, брами, корень окопника, шатавари. Шафран.
Для Капхи: бибхитаки, гуггул, девясил, пиппали.
Другие травы Расаяны: алтей, аралия, бала, бамбук, батат, гокгшура, горец многоцветковый, кунжут, купена, лук, манжишта, мирра, пальма сереноа, ремания, солодка, солома от овса, тан квей, ямс и многие другие.

3)Афродизиаки(Ваджикарана).


В Аюрведе травы, тесно связанные с травами Расаяны, дающие "лошадиную" силу и жизненность, особенно в области половой активности, называются Ваджикарана (ваджи - конь, жеребец).
Эти травы также можно назвать афродизиаки (повышающие половую активность). Однако они представляют гораздо более широкий спектр, нежели любовные зелья из народных суеверий. Эти травы восстанавливают силу половых органов, придают телу бодрость.
Семя, которое считается в Аюрведе не только мужской, но и женской половой тканью, является сущностью всех дхату, квинтэссенцией всех тканей-элементов тела. Оно обладает способностью созидать жизнь. Это означает не только способность родить ребёнка, но и обновить себя, вернуть своим клеткам жизненную силу. Созидателная энергия жизни, будучи направлена вовнутрь, может обновить и тело, и ум.
Эти вещества могут применяться не только для увеличения половой энергии, но и для направления внутрь сексуальной энергии с целью обновления всего организма. Большинство афродизиаков не просто стимулируют половые органы, а тонизируют, питают и поддерживают половую ткань. Другие афродизиаки помогают трансформировать сексуальную энергию для изменения ума и тела.
Действуя прежде всего в половой сфере, эти травы дают силу всему телу, подобно дереву, берущему силу из корней. Афродизиаки живительно действуют на нервную систему и костный мозг, повышают энергию ума. Семя является Сомой тела, и при правильной её активизации с помощью Расаяны и Ваджикараны обновляется ум. Аналогично оно укрепляет кости, мышцы, сухожилия и кровь. Травы Ваджикараны делятся на тонизирующие и стимулирующие. Стимулирующие усиливают активность половых органов, тонизирующие увеличивают и улучшают субстанцию тканей, из которых состоят половые органы. Многие афродизиаки повышают Капху, некоторые - горячие и острые - Питту.
Афродизиаки: асафетида, ашваганда, батат, гвоздика, гелониас, гибискус, гокшура, горец многоцветковый, женьшень, корень хлопчатника, купена, лепестки розы, сырой лук, пажитник, пальма сереноа, пиппали, ремания, семена лотоса, спаржа, тан квей, турнера, чеснок, шатавари, шафран, ямс. Травы, обладающие месячегонным свойством, на женщин действуют сильнее.
В Аюрведе имеются травы, усиливающие выработку семени. Они называются Шукрала. Они являются питательными и укрепляющими средствами, усиливающими секрецию репродуктивных органов, таких, например, как выделение семени или грудного молока. Чаще всего это питательные травы Ваджикараны.
Такими афродизиаками являются: алтей, ашваганда, бала, батат, гхи, горец многоцветковый, женьшень, кунжут, купена, сырой лук, нерафинированный сахар, пальма сереноа, ремания, семена лотоса, солодка, тан квей, шатавари, ямс.
Афродизиаки с природой Саттвы увеличивают Оджас. Это: ашваганда, гхи, семена лотоса, шатавари.

Укрепляющие нервы и антиспастические травы.


Травы, укрепляющие нервы, действуют на функциональную активность нервной системы. Они могут быть стимулирующими, или седативными и применяться для коррекции избыточности или недостаточности нервной функции. Они сильно влияют на ум и полезны для душевного здоровья и ясности ума, применяются как вспомогательные средства в лечении психических расстройств.
Почти все укрепляющие нервы травы снимают спазмы мышц, прекращают тремор и судороги. Они могут действовать бронхорасширяюще, снимать спазмы мышц бронхов, помогая при респираторных недомоганиях. Другие травы могут снимать менструальные спазмы и головные боли.
Многие из этих трав ароматические (мята, валериана). Ароматические травы действуют непосредственно на Прану, основную энергия нервной системы, и сами содержат большое количество Праны (элемента воздуха). Такие травы раскрывают ум и чувства, снимают боль, прочищают каналы (шроты), устраняют застойные явления и восстанавливают равновесие между телом и умом.
Ароматические травы, укрепляющие нервы, часто бывают ветрогонными и желудочными, устраняют кишечные газы и спазмы. Это можно объяснить аюрведической физиологией. Вата - доша, управляющая нервной системой. Она скапливается в толстой кишке и оттуда проникает в ткани-элементы тела. Там же, в тлстой кишке, усваиваются питательные вещества, в основном маслянистые, которые идут на поддержание нервной системы и костных тканей. Следовательно, воздействие на Вату в толстом кишечнике оказывает воздействие на Вату в нервной системе.
В Аюрведе нервозность считается проявлением Ваты, т.к. Вата управляет нервными процессами, обладает природой ветра, имеет импульсивный, непостоянный характер и чрезмерную чувствительность. Большинство заболеваний нервной системы связаны с расстройством Ваты. Поэтому, излечивая нервные расстройства надо главным образом обращать внимание на аспект Ваты. К болезням Ваты относятся люмбаго, ишиас, паралич, дегенеративные нервные расстройства, практически все невралгические боли.
Усиление других дош также может вызывать эмоциональные и нервные расстройства. Так, возбуждённая Питта порождает гнев. Иногда Вата может быть возбуждена или блокирована другими дошами. Видимое нарушение Ваты может быть следствием скрытого избытка Питты или Капхи. Надо уделять внимание первопричине, а не очевидным последствиям.
Страх и беспокойство - эмоции, которые относятся к Вате - ослабляют почки и надпочечники. Они повреждают нервы, вызывают бессонницу, психическую неустойчивость, невралгические боли, судороги и онемение, которые в конце концов приводят к истощению нервной ткани. Травы, укрепляющие нервы, особенно ароматические, делают Вату подвижной и тем самым устраняют лежащий в основе этих расстройств застой Ваты или жизненной энергии.
Некоторые из ароматических трав имеют тамастичные - тяжёлые и притупляющие свойства. Они хороши для приведения в движение застоявшейся Ваты и для её “приземления”, т.к. из-за избытка воздуха и эфира Вате не хватает "приземлённости". Это асафетида, валериана, чеснок.
При слабости и недостаточности нервных тканей, спровоцированной плохим питанием, необходимы питательные тоники, такие как ашваганда или солодка. Чрезмерное употребление ароматических укрепляющих нервы трав приводит к противоположному эффекту - нервы ослабляются из-за иссушающего и из-за чрезмерно стимулирующего действия.
Гнев, зависть, ненависть и т.д., присущие Питте, разогревают кровь, печень и сердце. Эти эмоции повышают давление, вызывают бессонницу, раздражительность, психические и нервные расстройства. Они также "сжигают" нервы, как это происходит при активном и агрессивном образе жизни, соответствующем высокой Питте.
Если нервные расстройства вызваны Питтой, не используют травы, укрепляющие нервы, а применяют травы, понижающие Питту - слабительные или горькие тоники.
Травы, воздействующие на ум, в большинстве своём охлаждающие, т.к. в основном подобные нарушения связаны с отрицательными эмоциями, соответствующими Питте и усиливают жар. Спокойный и ясный ум обычно холодный. Травы, успокаивающие ум, обычно хорошо действуют против Питты (например, брами).
Нервные расстройства типа Капха - апатия, отупение, сонливость, снижение активности нервной системы. Психологически Капхе присущи жадность, желания, привязанность к прошлому. С точки зрения ума и нервной системы, Капхе нужна стимуляция. Наилучшим образом на Капху действуют укрепляющие нервы ароматические, стимулирующие, устраняющие застои травы. Большинство ароматических трав являются осушающими, поэтому они благоприятны для Капхи. Травы, успокаивающие Вату и Питту, могут возбуждать Капху (шлемник). Также травы по-разному действуют на доши. Успокоив одну дошу, они могут возбудить другую.
Много трав, успокаивающих ум, хорошо действуют на все три доши, т.к. равновесие дош проиводит ум в состояние покоя, и наоборот. Многие травы в небольших дозах или при кратковременном использовании хороши для трёх дош, они называются тридоша. Охлаждающие ароматические травы (мята, ромашка, фенхель) используются как лёгкие укрепляющие нервы травы достаточно широко. Осушая, они уменьшают Капху, охлаждая - уменьшают Питту, ароматические свойства разгоняют застоявшуюся Вату.
Среди укрепляющих нервы трав, как и в других группах, есть как согревающие, так и охлаждающие травы. Охлаждающие рекомендованы для Питты, согревающие - для Ваты и Капхи (надо заметить, что охлаждающие также немного уменьшают Капху и разгоняют застоявшуюся Вату).
Согревающие укрепляющие нервы и снимающие спазмы травы: аир, асафетида, базалик, валериана, венерин башмачок, гуггул, камфора, мирра, мирт, мускатный орех, мята болотная, полынь обыкновенная, семена мака, чеснок, шалфей лекарственный, эвкалипт.
Охлаждающие укрепляющие нервы и снимающие спазмы травы: брами, брингарадж, буквица, вербена, жасмин, коровяк, котовник, зелёная мята, перечная мята, пассифлора, пупавка, пустырник, ромашка, сандал, солома от овса, хмель, чабрец, шлемник, ямс.
Есть также группа трав, действующих на нервную систему, которые обладают наркотическими свойствами. Некоторые используются для производства наркотиков. Эти свойства обусловлены некоторыми химическими соединениями и алкалоидами, входящим в состав трав. Особенные эффекты малых количеств химических веществ, превосходящих энергетику вкуса, называют проявлением прабхавы. Эти травы действуют очень сильно и могут привести к таким побочным эффектам как паралич. Многие из них ядовиты, сильно увеличивают Питту и требуют очень осторожного применения. К таким веществам относятся дурман, наперстянка, марихуана, опиум.
Особое воздействие на ум и нервную систему оказывают металлы, минералы и драгоценные камни. В Аюрведе используются специальные препараты из этих веществ. Такое применение берёт начало в древней традиции алхимии. Их называют препаратами сиддха-йоги. Многие из них использовал великий буддийский мудрец Нагарджуна. По некоторым утверждениям, он жил не одно столетие и использовал аюрведическую медицину.

Кровоочистительные травы (Ракта шодхама карма)


Кровоочистительными являются травы, очищающие и дезинфицирующие кровь. Они обладают следующими общими терапевтическими эффектами:
1. Они очищают кровь, удаляя яды, и имеют тенденцию к антибактериальному и антиинфекционному воздействию.
2. Они способствуют заживлению и рассасыванию ран, язв, нарывов, опухолей, в том числе многих типов раковых опухолей.
3. Типичные кровоочистительные травы действуют посредством охлаждения крови, и поэтому способствуют лечению лихорадки, уменьшают питту и обеззараживают печень.
4. Они могут быть наложены снаружи на раны, язвы, болячки и т.д. и обладают противовоспалительным и целительным свойствами.
5. Благодаря своему обеззараживающему действию они помогают убивать червей и паразитов, в особенности тех, что оказываются в крови.
6. Они прекрасно действуют при инфекционных, заразных заболеваниях и эпидемиях.
Кровоочистительными травами лечат гриппы, особенно те, что сопровождаются высокой температурой, ангины, воспаление уха и т.д., в этом отношении они на порядок сильнее охлаждающих потогонных. С их помощью можно лечить акне, дерматиты, нарывы и воспалительные процессы на коже. Их можно использовать при герпесе и венерических заболеваниях, а также при раке. Они очищают лимфу и регулируют количество лейкоцитов. Они очищают кровь, а также оказывают восстанавливающее действие на ткани организма. Некоторые из них обладают мочегонным или слабительным действием.
Большинство кровоочистительных трав имеет прохладный, горький или несколько терпкий вкус. Они понижают питту и капху, но увеличивают вату. В основном, это снижающие Питту травы.
Типичными охлаждающими кровоочистительными являются: алоэ вера, ирис голубой, лопух, карликовый одуванчик, эхинацея, маньжишта, ним, подорожник, индиго, корень фитоляки, клевер красный, сандаловое дерево и щавель курчавый.
Многие горячие острые травы также оказывают очищающее действие на кровь, улучшают циркуляцию и способствуют рассасыванию тромбов. Они оказывают обеззараживающее, антибактериальное действие и помогают уменьшить лихорадку, разрушая вызывающие ее токсины. Они также обладают антипаразитическим или противоглистным действием.
Горячие острые кровоочистительные можно сочетать с холодными горькими кровоочистительными для усиления обеззараживающего действия каждого из них. Их можно использовать вместе в условиях высокой амы. Это справедливо даже при вата- или питта- состояниях, пока ама не уменьшится (как при малярийной лихорадке). Однако, вообще говоря, охлаждающие кровоочистительные хороши для питты, разогревающие кровоочистительные хороши для ваты, и оба вида хороши для капхи.
Охлаждающие кровоочистительные с сильным антибактериальным или антибиотическим эффектом, типа желтокорня канадского или дикого индиго, если употреблять их слишком долго или в избытке, могут оказывать на организм то же вредное воздействие, что и антибиотики (лекарственные препараты), разрушая как полезные, так и вредные бактерии в организме, тем самым ослабляя иммунную систему и вызывая последующие инфекции. Пользоваться ими следует осторожно, особенно, если больной слаб, истощен или изнурен, как в условиях сильной ваты.
К типичным согревающим кровоочистительным относятся: перец гвоздичный, черный перец, перец кайеннский, чеснок, мирра, ясень колючий, сафлор и лавр американский.
Кровоочистительные травы часто принимают весной в качестве очистителей крови. Это хорошая практика, но не следует ими злоупотреблять, так как они могут истощить кровь и неэффективным при анемии или пониженном кровяном давлении.