Введение

Гербология основывается на древней науке Аюрведе, посвященной энергетике растений. Эта наука располагает системой, позволяющей определять качество и свойства растений, соответствующие законам природы, таким образом, что оказывается возможным использовать эти травы индивидуально, сообразуясь с состоянием конкретного пациента. Использование трав в рамках йоги означает, таким образом, гармоническое применение тех возможностей, которыми обладает трава.

В этой книге впервые наука Аюрведы о растениях применена к западным травам, равно, как и к немногим специфическим восточным травам, причем как индийским, так и китайским. Цель настоящей книги состоит в том, чтобы представить Аюрведу не как нечто, принадлежащее далекому прошлому, а как применяемую практически систему гербализма.
Мы живем в совершенно особое и опасное время, когда в муках рождается новая глобальная культура. Нашему времени брошен вызов - соединить человеческие культуры и накопленные человечеством знания. Весьма важно, чтобы этот процесс совершился также и на уровне науки об исцелении. Исцеление - всегда дело объединения. И, если наши сведения об исцелении не могут быть объединены, то еще более обреченной оказывается задача обрести согласие человечеству в целом.
Аюрведа является вечной системой, которая уже объединила в себе восемь элементов исцеления, начиная от трав и кончая хирургией и психологией. Именно в этом своем качестве она и представляет плацдарм для объединения. Самой ее сущностью являются духовные знания древних провидцев Индии и то Космическое Сознание, в котором они жили.
Эта книга не имеет целью представить традиционную форму Аюрведы. Она является попыткой представить живую Аюрведу, ее творческое и практическое применение в новых условиях. Она мыслится как мост между Востоком и Западом, в этом плане она является плодом сотрудничества человека Востока, обладающего глубоким знанием Запада, и человека Запада, с глубоким знанием Востока. Мы очень бы хотели, чтобы эта книга способствовала утверждению принципов объединения и сотрудничества. Что касается использования Аюрведы на Западе, то большинство традиционных лечебных средств Аюрведы не всегда могут найти практического применения. Действительно, они представлены специфическими тропическими травами, которые в основном недоступны на Западе или же содержат особые минеральные вещества, которые могут быть использованы лишь после длительных и трудоемких операций по их приготовлению. Данная книга была задумана как средство, позволяющее использование лечебного потенциала Аюрведы, на основе веществ, доступных на Западе, и имеющих лишь небольшое число побочных эффектов.
В то же время мы пытались сохранить целостность Аюрведы как лечебной системы . Именно поэтому мы включили раздел о специфическом действии растений на психику, равно как раздел о более глубоких психологических и духовных аспектах лечения. Гербализм является частью этого, более раздела. Никакой процесс исцеление не может быть по-настоящему эффективным, если он не затрагивает глубокие аспекты человеческой жизни.
Использование санскритских терминов в книге сведено к минимуму, причем они снабжены легкими для понимания русскими эквивалентами. За дальнейшим разъяснением некоторых медицинских понятий и представлений, фигурирующих в книге, читателю следует обратиться к книге “Аюрведа - наука самоисцеления”, которая как бы дополняет данный труд.
Классификация растений Запада согласно системе восточной энергетики - задача, которая не может быть решена однозначно. Даже в рамках Аюрведы разнличные авторские классификации растений обнаруживают расхождения в отношении того или другого вида. Поэтому мы приветствуем любые замечания и критику по этому вопросу и приглашаем всех желающих сотрудничать с нами в этом деле.
Мы хотим выразить нашу глубокую признательность многим друзьям и коллегам, которые помогали нам и вдохновили нас предпринять этот труд, а также многим другим нашим коллегам, работающим в данном направлении. Да будет их труд благотворным.
Д-р Давид Фроли
Д-р Васант Лэд
1986, Санта Фе, Нью-Мексико.