ул. Ленинский проспект дом 37 корпус 1 Москва, Россия
8 (495) 023-65-00

Содержание материала

Глава 2. Миропроявление - День Брамы. Жизнь на Земле

"Откуда это творение появилось:
может, само создало себя, может, нет -
Тот, кто надзирает над этим ниром на высшем небе,
только он знает... или же не знает?"
Ригведа. Космогоническим гимн.

Два потока миропроявления.


Итак, Санкхья считает, что перед началом миропроявления существуют двое: Пуруша - абсолютное сознание и Пракрити - непроявленная потенциальная материя. Пракрити не проявлена только потому, что все ее качества - гуны - находятся в очень точном соответствии, в идеальном равновесии друг с другом. Ни одна из них не преобладает, и потому нет тенденции к проявлению.
В первом акте взаимодействия Пуруши и непроявленной Пракрити Пуруша взаимодействует с гуной саттва - качеством ясности, прозрачности, полнейшей восприимчивости к воздействиям, - нарушая тем самым идеальное равновесие гун в Пракрити. В результате этого взаимодействия проявляется Махат, Великий Разум - абсолютно сознательная, тончайшая субстанция, о которой индусы говорят: Единый, Бесконечный. Он лишен всякой дифференцированноcти.
Принцип дифференцированности, квантованности, отделенности одного объекта от другого, принцип личности - аханкара - появляется на следующем этапе развития,
(Та Вселенная, о которой мы хоть что-то знаем благодаря науке, непредставима без этого принципа. Во Вселенной вещество дифференцировано обязательно. Оно включает в себя хорошо знакомые по школьной физике протоны, нейтроны, электроны и множество других так называемых элементарных частиц. Частицы объединяются в атомы, атомы связываются между собой, образуя молекулы)...
Итак, в дальнейшем проявлении Вселенной участвуют уже трое:
Пуруша, изменившаяся Пракрити, Махат. Все продукты их взаимо действия и развития подчинены принципу аханкары - они ограничены, обособлены, дифференцированы.
Все, что далее возникает в Мире, есть результат трансформаций, происходящих с изменившейся Пракрити, Пуруша только присутствует при этом в "продуктах развития". Он - необходимый компонент сознания, в его отсутствие сознания просто нет. Без него нет и развития. Но сам он в процессе проявления Вселенной не изменяется. Изменениям подвержена Пракрити.
Далее мы рассматриваем картину развития мира и "судьбу участников" этой Великой Игры в отдельности. Но это происходит только потому, что человеческий разум может понять и описать сложный процесс их взаимодействия лишь упрощая его, и выделяя мысленно отдельные потоки из всеобщего Единого потока. Мир един в своем становлении и проявлении. Познавая и описывая его, мы вынужденно раздробляем это единство.
Эволюция Пракрити идет в двух направлениях, как бы двумя потоками: в одном преобладает гуна тамас, в другом - гуна саттва. В том потоке, где преобладает гуна тамас (инертность, покой), развиваются материальные формы пяти стихий. В том потоке, в котором преобладает гуна саттва (восприимчивость, прозрачность), Пракрити получает возможность реагировать и воспринимать окружающее, быть чувствительной к воздействиям. У живых существ эта способность станет впоследствии органами ощущений, а также той разновидностью сознания, которая воспринимает эти ощущения - манасом, и собственно сознанием, разумом - буддхи. Гуна раджас как сила, энергия - принимает участие в обеих ветвях развития и присутствует в их результатах.
Если массу веществу создает гуна тамас, то способность вещества реагировать на какие-то процессы или другое вещество создается гуной саттва. Некоторой иллюстрацией к этому положению может служить закон тяготения. В терминах Санкхьи масса вещества - это проявление свойств тамаса. А вот то, что эта масса реагирует на другую массу, притягивается к ней - это проявление гуны саттва, Сила, энергия их взаимодействия - это проявление гуны раджас. Мы знаем, с какой силой притягиваются две массы друг к другу, но мы не знаем достоверно, почему это происходит.
Санкхья принимает определенный порядок в разворачивании стихий. Вначале развивается пространство - акаша. Это не то трехмерное пространство, в котором мы живем, а нечто неизвестное нам, "вместилище всех форм, чья сущность - звук", это пространство, обладающее способностью вибрировать, т.е. периодически претерпевать сжатия и разрежения.
Следующий этап развития - стихия воздуха, овеществленный принцип движения. Затем проявляется стихия огня, реализующая себя в виде света и тепла; следующей возникает стихия воды - субстанция более плотная, чем предыдущие, она существует благодаря силам связи. И последний этап в развитии стихий -появление наиболее тамасической, наиболее плотной стихии -земли, "которая всему служит опорой". (Некоторые тексты приписывают стихии земли связь "посредством притяжения", но, разумеется, это не притяжение в европейском смысле; китайские тексты приписывают ей также "способность приумножать, быть плодородной").

Европейские науки о Земле.



Заметим, что только с появлением стихии воды и земли в молодом веществе возникают силы связи, благодаря ним вещество получает возможность группироваться в туманности, звезды, планеты. Мы знаем, что разворачивание Вселенной не заканчивается на этом этапе, по крайней мере, у нас - на планете Земля. На нашей планете развилась органическая жизнь, и проявился разум.
Современная астрофизика считает, что начало Вселенной положил "Большой взрыв". В "первые секунды" творения вещество находилось в крайне разреженном состоянии и только по мере остывания оно принимало более привычные формы протонов, электронов и других частиц. Представление о том, что усложнение материальных систем происходит с течением времени, представление об эволюции, свойственно не только Востоку, но и Западу, но детали этого представления сильно разнятся.
Европейские науки о Земле полагают, что наша планета образовалась около 4.5 миллиардов лет тому назад, и только путем постепенной эволюции превратилась в ту планету, на которой мы с вами живем. Первый миллиард лет жизни Земля, остывая, формировала свои оболочки: литосферу - молодую кору, взрывавшуюся многочисленными извержениями лавы; гидросферу - Первичный Океан, образовавшийся по мере остывания коры; первичную воздушную атмосферу, в которой еще не было кислорода... (Естественно, здесь не перечисляются все известные сейчас оболочки - многочисленные слоистые структуры литосферы, верхние слои атмосферы - тропосферу, ионосферу и т. д.)
Слоистая структура оболочек Земли неоднократно менялась и усложнялась. В остывающей литосфере шли процессы кристаллизации, образовывались минералы, постепенно остывала поверхность планеты [41]. Через миллиард лет наступило время, когда в согретых Солнцем верхних слоях вод Первичного Океана, с растворенными в них газами и другими веществами, смогли возникнуть органические молекулы. Органическое вещество постепенно вступило в фазу полимеризации: соединяясь, простейшие сочетания самых распространенных во Вселенной элементов - углерода, азота, водорода и кислорода - образовывали большие органические макромолекулы.

Индивидуальные сознания.Многочисленные боги Индии.



С точки зрения Санкхьи все вышесказанное относится к первому потоку миропроявления, к потоку, в котором преобладает гуна тамас, и в котором проявляются стихии, претерпевающие свою эволюцию в органическое вещество. Но есть ведь и второй поток, в нем главную роль играет гуна саттва, что происходит с ним?
Всеобщее сознание - Махат, просеиваясь сквозь "сито"аханка-ры, принципа дифференцированности, развивается вместе с Пра-крити и создает уже как бы отдельные зерна сознания, - их называют буддхи и манас. Относительно буддхи индусы говорят, что он проявляется во Вселенной, как способность создавать понятия и принимать решения. Память относится также к свойствам буддхи. Манас - это более "простой" разум, он связан с органами восприятия, он - передаточное звено между органами восприятия и буддхи.
В живых существах их физическое тело - костная, мышечная ткань, внутренние органы - образованы комбинациями стихий, развивающихся в аспекте гуны тамас; а вот материя, второго потока, которая эволюционирует с преобладанием гуны саттва, образует в них, по крайней мере, два типа разума - манас и буллу и, физиологии известны и два типа особых клеток. Клетки одного типа чувствительны к внешним воздействиям и образуют, в конце концов, органы чувств - обоняние, зрение, слух и другие. Клетки другого типа -"нервные клетки, нейроны ответственны за передачу и обработку информации от органов ощущений, они также образуют все мозговые структуры.
Санкхья не разделяет жестко одушевленные и неодушевленные объекты. Мысль о том, что любой объект из "множества проявленных вещей" наделен в той или другой степени разумной душой - одна из древнейших мыслей человечества; такое представление о мире сейчас принято называть языческим. В Индии, где представление о Едином начале Вселенной, существует уже несколько тысячелетий, так же давно почитают и огромное количество богов, символизирующих самые различные проявления земных и космических сил. Индийские боги, как и люди, сочетают в себе оба потока Пракрити, но природа их тела более совершенна, проявленное в них сознание - превосходит человеческое, и живут они в ином мире, "мире богов", отличающемся от нашего планетарного мира.
В Ригведе, наряду с космогоническими гимнами, пос В Ригведе, наряду с космогоническими гимнами, посвященными единому началу Вселенной, множество гимнов посвящено различным богам. Солнцу поклонялись как Сурье, но отдельно поклонялись животворящей силе Солнца - богу Савитару, и Ушас - прекрасной богине утренней зари. Кроме Парджаньи - бога грозовой тучи, появляющегося с громом и молнией и изливающего потоки дождя, поклонялись Рудре, воплощавшем разрушительные силы грозы. Его просили не убивать в ярости людей, но на всякий случай совершали жертвоприношения и Марутам - подчиненным Рудре божествам грома и молнии... Индию часто называют страной тридцати трех миллионов богов, и одновременно Индия - первая в истории цивилизации страна, поднявшаяся до понимания Единого, всеобщего Начала Вселенной.
Для стихии пространства, (акаши) не упоминается отдельное божество, стихия воздуха отождествляется с богами Вата (или Вайю).

"Я хочу провозгласить величие бога Ваты;
Он мчится, все сокрушая,
Грохочет, касаясь неба...
Вслед за Ватой поднимаются вихри...
Дыхание богов, зародыш мира
Этот бог скитается, как ему угодно.
Только слышны его завывания - образ не виден.
Этого Вату мы хотим почтить
жертвенным возлиянием."

("Ригведа", X, 168. Гимн Вате).

В иных выражениях воспевается бог огня - Агни. В Индии огонь считают посредником между небом и землей, с помощью огня жертвоприношения и молитвы подвижников достигают божественного мира. Облики Агни разнообразны: он - в Солнце, он - в молнии, он - в водах и растениях, он и в сердце человека. На огне желудка переваривается пища, огнем страсти возжигается новая жизнь, огонь речи вскармливает мысль. Огонь непременно должен гореть в жилище, и следящий за ним считается сыном огня. По представлениям Ригведы огонь рожден был трижды:

"В первый раз с неба родился Агни,
Во второй раз - в людях...
В третий раз - в водах.
Знамя всего, отпрыск Вселенной,
Рождаясь, он заполняет оба мира.
Среди смертных помещен бессмертный Агни.
Вселенная была сокрыта мраком,
Солнце явилось взорам, когда родился Агни.
Боги, земля, небо, а также воды и растения
Радуются дружбе с ним."
(Ригведа X, 88)

С этими древнейшими представлениями о божествах стихий близко соседствует то мистическое, языческое восприятие мира, которое позволяет одушевлять все проявления Природы в Космосе и на Земле, на подобные представления опирается и шаманизм, бытующий до сих пор среди народов Африки, Тибета, Алтая, Крайнего Севера.
Для мистического сознания земные ветры, горы и даже самые маленькие речушки наделены душой, живой и разумной. Русский мистик и визионер Даниил Андреев свидетельствует в своей удивительной книге"Роза мира":
"Всякий легко припомнит, как на летней заре или весенним полуднем проносятся тихие ветры, целующие землю. Они целуют землю с ее травами, нивами и дорогами, деревья, поверхность рек и озер, людей и животных. Эти стихиали слоя, называемого Вайита, радуются жизни. Они радуются нам и растениям, водам и Солнцу, радуются прохладной, горячей, мягкой, твердой, освещенной или полутемной земле, гладят ее и ласкают. Если же нам удалось бы увидеть Вайиту собственными очами, нам показалось бы, что мы погружены в зеленоватые, благоухающие, играющие волны, совершенно прозрачные, прохладно- теплые, а главное - живые, разумные и радующиеся нам".

Жизнь в представлениях Востока и Запада.



"История жизни есть, по существу,
развитие сознания, завуалированное морфологией".

Тейяр де Шарден "Феномен человека".


По Санкхье жизнь и разум изначально присущи развивающейся Вселенной, они только в разной мере выявлены в материи. Органическое вещество на Земле обретает жизнь только на некотором уровне развития, когда появляется определенная модификация органов восприятия и связанного с ними вещества. Для координации восприятий в живой единице необходимо присутствие манаса - некоторой доли сознания, работающей с этими восприятиями, и буддхи с его способностью памяти. Без такой комбинации, считает Санкхья, жизнь невозможна.
Все биологи согласны с тем, что жизнь начинается с клетки. Какие же невероятные чудеса и случайности предшествовали появлению первых клеток среди органических молекул Первичного Океана? Почему эти самые макромолекулы вообще образовали первую клетку, покрытую оболочкой, имеющую ядро и способную делиться и передавать свои свойства дочерней клетке? Каким образом в первичном океане вообще могли возникнуть молекулы ДНК - знаменитой двойной спирали, несущей в себе всю генетическую информацию о клетке? Это не очень ясно до сих пор [44, 53]. Последователь Санкхьи скажет, что все это - всего лишь проявление космического принципа аханкары; европейская же наука ищет свои ответы.
Возможно, акт возникновения жизни произошел однажды. А далее жизнь зажигалась только другой жизнью и, возможно, никогда уже в истории Земли не возникала спонтанно.
Санкхья признает, что миры разворачиваются во времени, Пра-крити эволюционирует, пока длится День Брамы, живые существа также развиваются, в них все более проявляется гуна саттва - они становятся чувствительнее и разумнее.
Сейчас известно, что первые следы жизни на Земле появились около 3.5 миллиардов лет тому назад, - тогда возникли простейшие водоросли [41, 52]. Их появлению предшествовал сложный период:
образовавшиеся первые клетки научились использовать солнечный свет - появился механизм фотосинтеза. Почти 3 миллиарда лет понадобилось Природе, чтобы первые водоросли "доэволюциониро- вали" до первых наземных растений - возникших всего лишь около полумиллиона лет тому назад. Дальше дело пошло быстрее. Через 200 миллионов лет Землю уже покрыли хвойные леса, а еще через 150 миллионов лет появились первые двудольные покрытосеменные растения и повсеместно распространились дубовые и кленовые леса. Прошли еще миллионы лет, и Земля стала хорошеть, она покрылась цветами, 60 - 80 миллионов лет тому назад появились первые однодольные цветковые растения, но настоящее их изобилие относится уже к новейшей эпохе, исчисляемой сотнями тысячелетий.
При фотосинтезе в простейших растениях усваивался углекислый газ и высвобождался кислород [47]. Вследствие этого состав первичной атмосферы Земли менялся: количество углекислого газа в ней уменьшалось, количество кислорода - возрастало. И постепенно этот процесс привел почти к экологической катастрофе: для тех первичных форм клеточной жизни, которые не использовали фотосинтез, сильнейший окислитель кислород был разрушителен. Вот как описывает этот процесс биохимик Г. Тибор: " ... Загрязнение среды кислородом началось на Земле примерно 2.5 миллиарда лет тому назад. Для существовавших в то время живых организмов кислород был сильным ядом, таким же сильным, как циан для человека. Тогда же в мире живой природы появились различные механизмы обезвреживания ядов. Некоторые из них выполняют в современных живых организмах совершенно иные функции. Например, биохимический механизм, с помощью которого светлячок вырабатывает световую энергию, миллиарды лет тому назад... был лишь средством обезвреживания губительного действия кислорода".
И постепенно жизнь нашла совершенное решение этой проблемы. Появились вначале клетки, а потом и организмы, которые использовали кислород для вырабатывания энергии, появился процесс Дыхания. Началась эволюция животных форм. Сперва это были всего лишь кишечно-полостные и низшие черви, но изменения шли очень быстро: через 500 - 800 миллионов лет по Земле уже расхаживали динозавры. А 200 миллионов лет тому назад, вместе с двудольными покрытосемянными растениями появились и первые млекопитающие.
И только 20-12 миллионов лет тому назад появляются первые томиниды. Это специальный термин, которым обозначается вид Ното. Считается, что весь этот вид, когда-то имевший разнообразные подвиды в Африке, Австралии, Индии, представлен ныне только одной единственной своей ветвью - человеком разумным, Ното 5ар1еп5, биологическая история которого совсем коротка - десятки тысячелетий.
Весь сложный процесс эволюции живого вещества на Земле происходил при одном непременном условии: новый вид имел преимущества, если он обладал либо каким-то новым приспособлением, либо удачным изменением во внутренней структуре [52]. После появления специализированных нервных клеток пошло стремительное развитие нервной системы. Жизнь на Земле эволюционировала, становясь все более сознательной. Разум все более проявлял себя в различных формах живого - в этом вопросе у Востока и Запада тоже нет расхождений.

Два потока Пракрити в человеческом теле.



В человеческом теле сопряжены оба потока развития Пракрити - оно образовано стихиями и имеет разум; в нем Пракрити в аспекте тамас сочетается с Пракрити в аспекте саттва. Для понимания концепций аюрведической медицины рассмотрим более подробно соотношение этих двух потоков. Иными словами, еще раз рассмотрим, как соотносятся между собой стихии, составляющие физическую, материальную основу нашего тела, и наши органы ощущений, связанные с ними нервные ткани и мозговые ткани, а также разум, с помощью которого мы познаем внешний мир.
Традиционно каждая из пяти стихий соотносится с одним определенным органом восприятия. Эти соответствия указаны в таблице 1 .
В ней первая колонка - это названия стихий. Порядок их тради-ционен для Санкхьи, считающей, что именно в этом порядке в веществе нарастает инертность тамаса.
Вторая колонка указывает на характерную силу, присущую каждой стихии. Сила, проявление специфического действия, по сути - это проявление гуны раджас в стихии.
В третьей колонке указана способность каждой стихии воспринимать эти характерные проявления тамаса и раджаса. "Реакция" связана с гуной саттва.
Таким образом, первая, вторая и третья колонки таблицы характеризуют вещество в его аспектах тамас, раджас и саттва. Первые три колонки относятся к стихиям. Четвертая и пятая - относятся к человеку.
В колонке 4 указаны анатомические особенности человеческого тела, в которых эти стихии проявляются наиболее отчетливо - это материя человеческого тела в аспекте гуны тамас.
В колонке 5 - указаны те ощущения и органы ощущений, с помощью которых внешний мир стихий воспринимается человеком - это материя в аспекте гуны саттва. (Гуна раджас в человеческом теле выражена во всей его деятельности и в органах действия - руках, ногах, речи и прочем, но об этом - несколько позже).

Качества стихий в веществе и в теле человека.
СТИХИИ

СВОЙСТВА СТИХИЙ

В веществе: В теле человека:
Пространство Способность порождать звуки вибрацию Способность резонировать на звук, вибрацию Отверстия и полости Уши Слух и голос
Воздух Движение, давление, сжимаемость Способность к движению, упругость. Все поверхности органов и клеток. Кожа. Осязание, дыхание, движение.
Огонь Излучение света, тепла. Способность воспринимать свет, тепло. Кровь, тепло тела, окрас кожи, волос. Глаз. Зрение
Вода Текучесть, преобладание сил вязкости. Способность реагировать на эти силы. Жидкости тела. Язык Ощущение вкусов и влаги.
Земля Силы притяжения и связи в веществе. Способность реагировать на массу вещества. Ткани тела, кости. Нос. Обоняние.


Примечание: В таблицах использован русский перевод санскритских терминов, обозначающих стихии, поскольку именно такая терминология принята во всей востоковедческой литературе. К сожалению, всякий перевод обязательно влечет за собой искажения: ассоциации, связанные у индусов с данными понятиями на санскрите, неизбежно отличаются от наших, вызванных словами перевода. Читая "земля, вода, огонь...", мы лишь с большими усилиями можем отрешиться от наших внутренних представлений, связанных с этими словами.
Санскритский термин "вайю" принято переводить на русский язык словом "воздух". Однако, понятие " вайю" означает не столько воздух - газ, сколько принцип движения. "Вайю" можно перевести еще как "ветер, вихрь". Эти слова точнее передают смысл понятия.

И, наконец, - аюрведическая медицина:учение о трех дошах.



"Пятеричны сути - вода, пространство, земля, огонь, воздух.
По собственной природе они составляются
и разъединяются по собственной природе"
Махабхарата. Мокшадхарма. Глава 219.


Любая живая система состоит, по мнению Санкхьи, все из тех же пяти стихий, но она включает их уже в усложненном виде, в виде сочетаний, комбинаций стихий. Для описания живой единицы выбраны всего три таких комбинации, три параметра, три принципа организации живого. На санскрите эти сочетанные стихии именуются дошами, буквальный перевод санскритского слова доша - влага.
Разумеется, любую систему, тем более такую сложную, как живая клетка, можно описать самыми разными способами. Сложность или простота описания в огромной степени зависят от того, какие параметры, какая система координат используются для этого. Простейшим примером могут служить представления об устройстве нашей Солнечной системы.
Со времен древности Земля считалась неподвижным объектом, а Солнце, Луна, планеты и звезды вращались вокруг нее. Такое представление очень естественно, оно совпадает с нашим обыденным опытом, но очень неудобно для описания движений планет, которые то движутся с востока на запад, как положено, то вдруг начинают пятиться в обратном направлении. Для предсказания местоположения планеты, которое было нужно астрологам и астрономам, приходилось вводить все более сложные системы сфер, вращающихся одна в другой с разными скоростями.
Коперник совершил подлинную революцию, когда объявил, что Земля вместе с другими планетами вращается вокруг Солнца. Все мы знаем о драматических столкновениях с инквизицией, воспоследовавших вслед за этим открытием. Однако здесь важен не этот аспект событий, а то обстоятельство, что Коперниковская система позволила очень просто объяснить попятные движения планет - если в своем ежегодном движении вокруг Солнца Земля обгоняет планету, то наблюдателю кажется, что планета движется на небе в обратном направлении. Это сильно упростило все вычисления, изгнало из астрономии разнообразные сферы, связанные с движением планет, и сильно изменило представления человечества о себе.
Выбирая основные философские категории, с помощью которых можно описать Вселенную и человека, выбирая основные параметры для описания сложных живых систем, творцы Санкхьи (а вслед за ними и создатели аюрведической медицины), предпочли те, которые может зарегистрировать человек с помощью своего слуха, зрения, вкуса, обоняния и осязания. Спустя тысячелетия наука научилась исследовать мир с помощью приборов, в последнее время - с помощью полностью автоматизированных систем; наблюдатель ей нужен только для осмысления результатов измерений. Индийская традиция, вводя основные категории для описания Вселенной и человека, апеллировала только к человеку; она акцентировала внимание только на тех проявлениях основных сил Природы, которые могут быть зарегистрированы человеческими органами ощущений, она рассматривала устройство мира только в тех категориях, которые доступны человеку - наблюдателю, лишенному какого бы то ни было технического подспорья.
Итак, для описания живой системы Санкхья, а вслед за ней и аюрведическая (и тибетская) медицина используют три основных понятия - три доши. Названия дош на санскрите: вата-доша, питта-доша и каппха-доша. Вата-доша ответственна за процессы движения в живой системе, питта-доша ответственна за ее энергетику, каппха-доша за организацию материи в ней. "Три доши - это три глубинных, несводимых принципа на стыке разума и тела, которые регулируют поток сознания в материю тела и ответственны за основные процессы, идущие в живой системе" - утверждают современные знатоки аюрведы из школы Махариши.
Считается, что каждая из этих трех дош есть комбинация двух стихий. Однако это не более чем обозначение. Каким образом стихии сочетаются друг с другом, как изменяются при этом их свойства - об этом традиция не говорит ничего, упоминая только, что делают они это "по своим законам".
Взгляните на таблицу 2. Названия дош в их санскритском варианте приведены в первой колонке. Во второй колонке указаны сочетания (или комбинации) стихий, дающих начало каждой доше. В третьей колонке - соответствующие дошам органы восприятия, с помощью которых можно судить об их функционировании.

Сочетания стихий в человеческом теле.

Названия дош

Сочетания стихий

Органы ощущений

Вата-доша

Пространство и воздух

Слух и осязание

Питта-доша

Огонь и вода

Зрение и вкус

Каппха-доша

Вода и земля

Вкус и обоняние




Итак, для описания живого Санкхья использует три параметра:движение (вата-доша), структуру (каппха-доша), и связывающие их процессы метаболизма (питта-доша). Жизнь возможна только при наличии этих трех дош.
Вата-доша дает живому возможность дыхания и движения во всех его формах, в том числе возможность ритмических пульсаций. С помощью вата-доши живая система поглощает необходимые ей вещества из окружающей среды, продвигает их по перерабатывающим системам, избавляется от отработанных продуктов.
Питта-доша дает возможность добывать энергию и "переваривать" поступающие вещества, разбирать сложные макромолекулы на более простые органические "кирпичики", высвобождая зашитую в молекулярных связях энергию.
Каппха-доша строит из этих "кирпичей" новые сложные вещества, нужные данной живой системе. Она поддерживает и возобновляет ее структуру.
Эти доши функционируют в любом живом организме.
Как все проявленное, три доши имеют еще и три аспекта проявления: материальный (от гуны тамас), энергетический (от гуны рад-жас) и аспект восприятия (от гуны саттва). В теле человека они проявляются в аспекте тамас как конкретные материальные образования (ткани, органы); в аспекте раджас - как различные процессы (усвоения пищи, обмена веществ и т.д.); в аспекте саттва - как способность к реагированию на различные раздражители.
Попробуем взглянуть на клетку под микроскопом глазами аюр-ведической традиции. Мы увидим крохотный комочек слизи - протоплазмы, окруженный вибрирующей оболочкой - мембраной. Протоплазма неоднородна, в ней плавают более плотные образования, среди которых мы сразу заметим самое крупное - сферическое ядро клетки. Есть и другие, плавающие в протоплазме образования, например, похожие на зерна митохондрии - своеобразные "энергостанции" клетки... На языке аюрведы, в терминах трех дош, за возникновение и поддержание внутриклеточных структур, за их возобновление в дочерней клетке при делении - отвечает каппха-доша. Процесс биохимических превращений поступивших в клетку через мембрану потоков вещества - это работа питта-до-ши. (В самых простейших клетках он осуществляется прямо в протоплазме). И, наконец, дрожание клеточной мембраны, возможность всасывания веществ из окружающей среды, движение потоков внутриклеточной жидкости, удаление уже ненужных ей продуктов обмена - это деятельность вата-доши.
Даже простейшее одноклеточное существо должно обладать зачаточными органами восприятия, чтобы усваивать из Внешней Среды нужные ему вещества, переваривать их и избавляться от отработанных веществ. Ему нужно уметь определять температуру Среды, поскольку с ней связана сама возможность его существования. Но главное, оно непременно должно иметь память, чтобы, во-первых, воспроизвести себя при клеточном делении, а во-вторых, не утерять полезный опыт. Считается, что за генетическую память ответственна знаменитая ДНК. В терминах аюрведической традиции, в терминах Санкхьи мы можем считать, что именно таким образом и проявляются в клетке первые проблески сознания - мана-са, способного принимать информацию, и даже буддхи, ибо по Санкхье только буддхи обладает памятью.
Санкхья и аюрведическая медицина описывают живое с помощью трех дош и соответствующих им органов восприятия, считая, что даже в самой простейшей живой системе присутствуют манас и буддхи - элементы сознания. Эта традиция не возводит непреодолимых стен между неорганической материей, растительным миром и животным миром, рассматривая их как различные стадии процесса эволюции. Наиболее, по ее мнению, гуна тамас проявлена в растениях; раджас и саттва наиболее проявлены в человеке.

Сознание - два подхода к проблеме.


"Как ради (получения) масла мучают на мельничных
жерновах сезамовое семя,
Так всякая тварь мучается на жерновах бедствий,
возникающих от незнанья".
Махабхарата. Мокшадхарма. Глава 174.


Буддхи и манас относятся к сфере дифференцированного сознания, они связаны с органами восприятия. Пять органов чувств -это не просто способность вещества реагировать. В некотором смысле любой атом, поглощающий световой фотон, обладает "зрением", любой пузырек воздуха, дрожащий в воде, когда его коснется звуковая волна, - обладает "слухом". В физическом мире вещество находится во взаимодействии, но это еще далеко не органы восприятия: зрение, слух и т. д., потому что при этом отсутствует главное - регистрирующее эти восприятия сознание. В растительном мире органы восприятия еще чрезвычайно примитивны, но они уже есть, потому что растения реагируют на поле тяжести, на свет и тепло, некоторые растения реагируют и на прикосновение. В животном мире усложняются как сами "датчики" ощущений, так и способность мозга реагировать на их сигналы.
Способность мозга реагировать на поступающие от органов ощущений сигналы - это, по Санкхье, функция манаса; способность анализировать их, запоминать и сопоставлять - функция буддхи.
Исследование проблем восприятия и анализа сигналов от органов ощущений в науке ведется очень активно, но до их полного понимания пока еще далеко.
Вот цитата из статьи лауреата Нобелевской премии Ф. Крика " Мысли о мозге", помещенной в книге " Мозг" - сборнике статей крупнейших специалистов о современном состоянии наук о мозге [39]:
"Недавно я пытался разъяснить одной умной женщине проблему, которая состоит в том, как понять, что мы вообще воспринимаем что бы то ни было. Но мне это никак не удавалось. Она не могла понять, в чем тут проблема. Наконец, в отчаянии я спросил ее, как она считает, каким образом она видит мир? Женщина ответила, что, вероятно, где-то в голове у нее есть что-то вроде маленького телевизора. "А кто же в таком случае, спросил я, смотрит на экран?" Тут она сразу же поняла в чем проблема".
Создатели Санкхьи тоже понимали эту проблему. Если сопоставить терминологию Санкхьи и представления женщины - собеседницы Крика, у которой " маленький телевизор в голове", то "органы восприятия" - глаз, ухо и прочее - это телевизионная антенна, принимающая сигнал и система усиления этого сигнала. Когда видеосигнал усилен, специальная система преобразует его в изображение на экране телевизора - это и есть манас Санкхьи. А вот буддхи - это тот "зритель", который смотрит на экран, оценивая изображение и, наслаждаясь текстом, реагирует на происходящее на экране. Ни современная нейрофизиология, ни Санкхья не считают разум - буддхи - чем-то похожим на маленького человечка - гомункулуса, сидящего в голове. Для постижения природы буддхи Йога, опирающаяся на понятия Санкхьи, практикует специальные психофизические тренировки, а современная наука пока находится на стадии изучения нашего главного достояния - мозга. Сделав колоссальные успехи в изучении различных нервных структур и их биохимических проявлений, она пока не может ответить на вопрос, что же такое разум и связанная с ним память.
Аналогия Крика относительно восприятия и телевизора со зрителем перед экраном очень хороша. Сигналы от органов ощущений преобразуются в электрические импульсы и далее поступают в мозг, или в группу нервных клеток, заменяющую мозг. Заметим, изображение на экране внутреннего "телевизора" создается мана-сом таким образом, чтобы "зритель" его понял. Картина мира, которая предъявляется сознанию через органы ощущений, у разных живых существ может сильно различаться. Не все собаки, например, видят изображение на экране телевизора или в зеркале, не всякое изображение доступно собачьему буддхи.
Человек - существо с весьма развитым зрением; большинство млекопитающих имеет отличный слух и обоняние. Змеи великолепно реагируют на тепловое излучение, летучие мыши слышат ультразвук...
Но эволюционный уровень живой системы определяется не столько размерами "окна" в мир, сколько качеством "зрителя", глядящего в это окно, его способностью понимать увиденное. И тут человек, не имеющий ни собачьего обоняния, ни орлиного зрения, ни змеиной чувствительности к теплу - имеет все преимущества. По терминологии Санкхьи человек имеет развитый манас и развитый буддхи.
Вся эволюция живого видится нам как некая трудная борьба за проявление сознания вначале в отдельной клеточке живого вещества, затем в живой системе. Является ли Homo sapiens, ныне проживающий на планете Земля, последним и совершеннейшим завершением этого проявления - неизвестно.