ул. Ленинский проспект дом 37 корпус 1 Москва, Россия
8 (495) 023-65-00

Содержание материала

Глава 7. Тип конституции

"Увы, так видимо всегда бывает в нашем мире
Каждый человек обладает тем, что ему совершенно
не нужно, а тем, что ему необходимо, владеют другие".
Джером Клапка Джером.
"Трое в лодке, не считая собаки".


Предварительные сведения.



Все народы во все времена замечали, что людей, таких различных внешне, все-таки можно объединить в некоторые группы по телосложению, и что телосложение, психика и поведение человека как-то связаны между собой.
У разных народов были свои наблюдения и свои предрассудки в этом вопросе. Говорят, Юлий Цезарь предпочитал тучных советников, считая, что они более рассудительны и доброжелательны, чем люди тощие и желчные; Цицерон же, напротив, считал сухощавость признаком здоровья. Александр Македонский, испытывая будущих воинов, выбирал тех, кто в минуты опасности краснел, а не бледнел. В эпоху Возрождения считали, что более всех способны обворожить владельцы глаз "серых и светящихся", особенно если "лица их безмятежно-спокойны".
В европейской традиции со времен древнегреческого врача Гиппократа (даты рождения и смерти которого известны приблизительно: 460-370 г.г. до новой эры), бытует представление о четырех темпераментах, популярное и поныне. Все слышали о характерах сангвиническом, холерическом, флегматическом и меланхолическом, и расхожее представление о них таково: сангвиник - румян, упитан и громкоголос; холерик - желт лицом, раздражителен и быстр; флегматик - тучен, рыхл и ко всему равнодушен, а меланхолик - бледен, худощав и томен.
У А.П. Чехова в одном из ранних рассказов - "Темпераменты (по последним выводам науки) ", созданном в самом начале его писательской деятельности, в 1880 году, эти четыре темперамента в приложении к российской действительности шутливо описываются так:
"Сангвиник. Все впечатления действуют на него легко и быстро: отсюда, говорит Гуфеланд, происходит легкомыслие... Грубит учителям, не стрижется, не бреется, носит очки и пачкает стены. Учится скверно, но курсы оканчивает. Когда богат, франтит; будучи убогим, живет по-свински... Женится нечаянно. Вечно воюет с тещей... Шалопаи, прохвосты и брандахлысты - сангвиники...
Женщина-сангвиник - самая сносная женщина, если она не глупа.
Холерик. Желчен и лицом желто-сер. Нос несколько крив, и глаза ворочаются в орбитах, как голодные волки в тесной клетке. Раздражителен. За укушение блохи или за укол булавкой готов разорвать на клочки весь свет... Большею частью холостяк, а ежели женат, то запирает жену на замок. Ревнив до чертиков. Шуток не понимает. Все терпеть не может...
Женщина-холерик - черт в юбке, крокодил...
Флегматик. Милый человек (я говорю, разумеется, не про англичанина, а про российского флегматика). Наружность самая обыкновенная, топорная. Вечно серьезен, потому что лень смеяться. Ест когда и что угодно... спит по 20 часов в сутки... Женится в 30 лет при помощи дядюшек и тетушек. Самый удобный для женитьбы человек: на все согласен, не ропщет и покладист. Жену величает душенькой. Любит поросеночка с хреном, певчих, все кисленькое и холодок. Бывает болен только тогда, когда его избирают в присяжные заседатели... На службе счастлив.
Женщина-флегматик - это слезливая, пучеглазая, толстая, крупичатая, сдобная немка. Похожа на куль с мукою. Родится, чтобы со временем стать тещей. Быть тещей - ее идеал.
Меланхолик. Глаза серо-голубые, готовые прослезиться. На лбу и около носа морщинки. Рот несколько крив. Зубы черные. Склонен к ипохондрии. Вечно жалуется на боль под ложечкой, колотье в боку и плохое пищеварение. Любимое занятие - стоять перед зеркалом и рассматривать свой вялый язык... Шубу надевает в сентябре, снимает в мае... Божится и клянется, что ничего не пьет... Женится на сиротке...
Женщина-меланхолик - невыносимейшее, беспокойнейшее существо. Как жена - доводит до отупения, до отчаянья и самоубийства..."
Если от шутливых описаний перейти к научным определениям, то картина вырисовывается следующая: в современной биологии есть понятие о конституции человека. "Конституция" - это комплекс индивидуальных, относительно устойчивых морфологических, физиологических и психических свойств организма, обусловленных наследственностью и интенсивными, длительными влияниями окружающей среды. Общепринятой классификации людей по их конституции в настоящее время нет, хотя все понимают, что поиск связи между психикой, различными физиологическими процессами и конституцией чрезвычайно важен.
"Правильно распознав различные конституциональные типы и поняв их физиологические различия, мы поможем людям благополучно пройти через все превратности жизни" - писал физиолог Бенеке еще в 1881 году. Он был одним из первых, кто применил научные методы при исследовании конституции.
А вот что пишет современный английский биолог профессор Дж. Тэннер: [50] "Мы еще поразительно мало знаем о связи между телосложением и физиологическими функциями. Однако такая связь, несомненно, должна существовать, по крайней мере, между телосложением и эндокринной функцией и метаболизмом... Но вопросы эти все еще совершенно не изучены".
В настоящее время учение о конституции тесно переплелось с генетикой. Существуют две теории относительно возможной связи между телосложением и темпераментом. Одна из них объясняет эту связь действием "тесно сцепленных генов", другая - влиянием среды на ранних этапах развития. Согласно первой теории, гены, контролирующие телосложение, управляют, кроме того, и развитием мозга и эндокринной системы; а уж мозг и эндокринная система определяют темперамент.
Во втором случае считается, что ребенок, с раннего детства достаточно сильный, общаясь с другими детьми, случайно осознает, что он сильнее их и может победить. Это ему нравится, и этого ждут от него другие. Поэтому к данному типу сложения как бы "пришивается" определенный тип поведения.
В какой-то мере, справедливы обе теории; весьма вероятно, что генетическая тенденция реализуется только при наличии соответствующих условий. Но возможно, как считает Дж.Тэннер, что энергия и напористость индивидуумов определенного телосложения такой же врожденный признак, как и инстинктивное поведение животных (например, их сексуальная активность), "только люди более подвержены влиянию культуры".
Ну а что же по этому поводу говорит индо-тибетская традиция?
Подобно европейской традиции, она считает, что телосложение, психические и поведенческие аспекты связаны между собой; связь же эта определяется деятельностью вата-доши, питта-доши и капп-ха-доши. Активность трех дош обязательно сказывается во внешнем облике человека, в его телосложении, психических особенностях и поведении.
Поговорки типа "От плохого семени не жди доброго племени" или "Яблоко от яблоньки недалеко падает" - бытовали задолго до открытия механизмов наследственности. Индо-тибетская традиция твердо утверждала то же самое - особенности телосложения мы получаем по наследству от родителей.
Телосложение зависит от разной активности трех дош в организме субъекта. Крайне редко случается, чтобы все три доши функционировали с одинаковой интенсивностью; гораздо чаще бывает, что какие-то процессы у данного индивидуума выражены более активно, а какие-то - менее. Поведенческие особенности, формы проявления основных инстинктов традиция связывает с полученным по наследству соотношением между тремя дошами, считая, что особенности физиологических процессов определяют и особенности конституции.
Однако интеллектуальные способности не связаны с типом телосложения. История культуры всех народов свидетельствует, что вершины творческие и интеллектуальные достигались людьми всех типов телосложений. С точки зрения индо-тибетской традиции интеллект, как способность к обобщению и логическому умозаключению, есть прирожденное свойство каждого человека и он является только частью того, что именуется сознанием.

Десять типов Пракрити тела.



Разобравшись в предыдущих главах с тем, что такое доши, рассмотрим теперь, каким образом эти доши проявляются на уровне целостного организма. В любой клетке тела, в любом органе, во всех тканях идут всегда все три процесса, но у разных людей интенсивность их различна. Есть люди, у которых очень сильно выражена одна какая-нибудь доша. Это непременно сказывается на их телосложении. Например, если у субъекта наиболее активна каппха-доша, то и процессы построения соединительных тканей у него будут идти очень интенсивно. А поскольку соединительная ткань "обволакивает" буквально каждую клетку и хорошо представлена в мышечных и жировых тканях, "тело этого человека будет крупным, мягким, сильным" (Чжуд-ши).
Если же среди дош главенствует вата-доша и в организме процессы движения выражены более, нежели процессы энергетические и структурные, то телосложение в этом случае будет скорее сухощавым. (Традиция считает, что сильнее всего преобладание вата-доши в телосложении проявляется в костных тканях, питта-доши - в крови и мышечных тканях; каппха-доши - в жировых тканях и слизистых оболочках).
Преобладающие доши определяют особенности физиологических реакций, тип телосложения, скорость нервных процессов, наиболее активные реакции манаса и некоторые психологические и поведенческие реакции - формы проявления буддхи.
Это то, что у нас называется конституцией или психосоматическим типом. В индо-тибетской традиции говорят о Пракрити тела, природе тела.
Пракрити тела - тип телосложения, конституцию - мы получаем по наследству. Вероятность того, что нам достанется тип, в котором все три процесса идут с одинаковой интенсивностью, почти равна нулю; люди, у которых от Природы все три доши совершенно равноправны, чрезвычайно редки. Достаточно редко встречаются люди, у которых сильно выражена только одна доша, а две другие проявлены слабо. У подавляющего большинства людей в типе конституции преобладают две доши; третья непременно присутствует, но выражена она гораздо слабее. Определить тип Пракрити тела можно по пульсу, по внешнему виду, с помощью расспросов.
Если говорить языком биологическим, то структура Пракрити нашего тела - это наш генотип. Кроме генотипа, есть еще реальная физическая, социальная и культурная среда, в которой мы росли, и есть условия, в которых мы живем сейчас, ставши взрослыми людьми. Условия же могут быть таковы, что наше телосложение будет отличаться от "чертежа", предусмотренного Природой. В восточной медицине отклонение от наследственной Пракрити считается расстройством и требует коррекции, потому что иначе это приведет к болезням.
О том, как определить у себя наличие отклонений и о способах их коррекции мы поговорим позднее, а сейчас определим "неиспорченные" физиологические типы.
Всего физиологических типов десять.
Три одинарных - это люди, у которых преобладает, сильно выражена только одна доша: вата-доша, питта-доша или каппха-доша. Это некая абстракция - чистые одинарные типы чрезвычайно редки, физиологически это почти невозможно, но чтобы понять, как могут проявиться доши в телосложении и психических особенностях, удобно рассмотреть их воздействие по отдельности.
Один тип - тройной. Это редкие люди, у которых все три доши выражены равно интенсивно. В Тибете считают, что таким телосложением обладал Будда.
Шесть типов двойных, то есть в конституции этих людей ярко выражены две доши. Но поскольку вариант, когда обе доши выражены с одинаковой интенсивностью, тоже достаточно редок, то все-таки и в этих типах одна доша выражена весьма определенно, другая - несколько слабее. Поэтому в книге Д.Чопры "Идеальное здоровье", например, рассмотрено 6 двойных типов, а не три, как в "Чжуд-ши", где только оговорено, что в двойном типе представлены признаки сразу двух дош. Вопрос этот, конечно, количественно не решен. С какого момента начинается "преобладание"? Сколько признаков должно присутствовать, чтобы мы решили, что это тип вата-питта, а не питта-вата? Здесь большое поле для исследований.
Вот рисунок, который иллюстрирует вышесказанное. На нем в рамочках указаны физиологические типы с преобладанием одной доши, между ними даны типы с преобладанием двух дош; тип, в котором равно проявлены все три доши, помещен в центре.
Три одинарные типа Пракрити и один тройной тип, обведенные на рисунке рамочками, встречаются крайне редко. В основном, распространены двойные типы, указанные на рисунке без рамки. Следует отметить, что в двойных типах свойства дош ни в коем случае не взаимоуничтожаются. В телосложении двойного типа проявляются свойства обеих дош. Например, у субъекта типа вата-питта проявлением вата-доши могут быть длинные ноги и широко поставленные глаза, а проявлением питта-доши - отличное пищеварение и яркий румянец на щеках. У субъекта же питта-вата проявлением питта-доши могут быть пропорциональное телосложение и веснушки на лице, а проявлением вата-доши - быстрая речь и неуемный энтузиазм.
В последующем изложении, приводя конституциональные характеристики десяти типов Пракрити, будем для краткости называть их: "тип вата, тип питта, тип каппха". И даже совсем коротко, слегка панибратски - "вата, питта, каппха", предполагая, что читатель помнит, что корректно это означает: "тип конституции, в котором преобладают процессы, определяемые вата-дошей (или питта-дошей, каппха-дошей)". Или, вместо того, чтобы написать: "тип конституции, в котором наиболее интенсивны процессы, определяемые вата-дошей, и несколько слабее выражены процессы, определяемые питта-дошей", кратко скажем: "тип вата-питта", или просто - "вата-питта". Но если речь идет не о типе конституции, а о физиологическом процессе, мы по-прежнему будем говорить о вата-доше, питта-доше, каппха-доше.
Следует еще добавить, что приведенные ниже характеристики трех одинарных типов конституции - это не характеристики, подобные астрологическим. Это признаки, которыми в конституции субъекта свидетельствуют о себе определенные физиологические процессы. Это признаки вата-доши, питта-доши и каппха-доши, проявленные во внешнем облике и психических особенностях человека, это та форма, в которую отливается интимная физиологическая жизнь тела.
Практически любой человек, определяя тип своей конституции, найдет у себя несколько признаков каждого типа. В "Приложении 2" в конце этой части приводятся тесты, которые, могут помочь вам определить тип своей конституции более тщательно.
Приведенные далее описания одинарных типов телосложения не следует воспринимать так же, как мы воспринимаем ботаническое описание какого-либо растения. Совершенно чистых одинарных типов практически не существует; это физиологически невозможно. Вряд ли можно найти человека, у которого встречаются все перечисленные признаки - и никаких других. Описания одинарных типов - это скорее перечисление тех особенностей телосложения, психики и поведения, которые определяются данной дошей. В конституции каждого реального человека обязательно проявятся качества и других дош. Но интенсивность деятельности какой-то одной доши все-таки будет больше, и поэтому его условно можно отнести к типу с одинарной дошей в Пракрити тела.
Рассматривая классификацию типов телосложения, принятую в индо-тибетской медицине, будем придерживаться следующего порядка:
1. Особенности телосложения.
Понятие "телосложение" *уже, чем понятие "конституция", поскольку включает в себя, так сказать, чисто геометрические характеристики тела. Их мы обычно достаточно хорошо оцениваем визуально, но существуют и измерительные методы. Под телосложением при описании индо-тибетских типов конституции условимся понимать, прежде всего, особенности костных тканей, которые сказываются на геометрических пропорциях тела, а затем - развитость мышечной и жировой ткани. Вес субъекта и его способность переносить физические нагрузки также рассматриваются в этом разделе, поскольку они зависят от состояния костной, мышечной и жировой тканей. В этом же разделе описываются особенности кожного покрова, иногда - волос, или некоторые "особые приметы".
2. Особенности пищеварения.
3. Особенности органов чувств и манаса. Сон.
4. Особенности буддхи, связанные с преобладающими дошами. (Это описание носит, скорее, характер психологической характеристики.
5. Причины расстройств данного типа Пракрити.
6. Рекомендации. Указываются необходимые меры предосторожности для сохранения здоровья данного физиологического типа.
Прочитав описания десяти типов конституции (или заполнив таблицы и анкеты, приведенные в Приложении 2), можно определить тип Пракрити своего тела, но чтобы свободнее ориентироваться в материале, попробуем оценить не только тип Пракрити близких нам людей, но даже людей незнакомых, просто встречных прохожих. Очень скоро приобретается почти автоматическая привычка определять физиологический тип собеседника и при этом не раз приятно удивляться, наблюдая, как совпадают его психические проявления с его врожденной Пракрити.
Разумеется, внешне оценивая другого человека, не расспрашивая его и не обладая экстрасенсорными способностями, мы не сможем ничего узнать ни о качествах его пищеварения и сна, ни о свойствах его долговременной памяти. Но внешний вид, зубы, волосы, кожу, окрас, качество здоровья, некоторые проявления психики - все мы оцениваем мгновенно.
Хотя приведенные описания апеллируют только к опыту и навыкам, которые и так уже есть у читателя, тем не менее, они помогают эти навыки удобно классифицировать. Во все живые системы "встроено" умение оценивать встретившееся живое существо своего и чужого вида, без такого умения невозможно выжить. У человека это умение манаса очень высокого качества, и хорошие психологи, диагносты, экстрасенсы и гадалки неоднократно демонстрировали фантастические чудеса распознавания. Индо- тибетская классификация только придает этим наблюдениям манаса удобную для сознания (буддхи) форму.