увеличитьСидя в чайном клубе в ожидании начала семинара я неожиданно увидел гуруджи, который в окружении переводчика искал спокойное место, чтобы посидеть и настроиться на предстоящее занятие. Я, конечно, пригласил его за свой столик и получил неожиданную возможность побеседовать с ним. О чем? Конечно, о тех вопросах, которые я хотел ему задать во время вчерашнего занятия, но не смог по причине большего количества желающих получить ответы.

Сначала переводчик прислушивалась к нашему разговору и даже перевела пару фраз туда-обратно, но потом я вспомнил английский и ухо привыкло к особенностям пиджн-инглишь...

1. Почему выдаете задержку дыхания во время пранаямы на вдохе, но не выдохе?

- Ну почему только на вдохе? Например, когда мы изучали уддияна-бандхи и наули, мы делали задержку на выдохе. Но в целом, задержка на выдохе - это более продвинутая практика. Сначала нужно изучить задержку на вдохе, и именно она описана в классических текстах по йоге.

(далее последовала длинная цитата на санскрите)

Именно задержка на вдохе лечит астму, нарушение сердечно-сосудистой деятельности. Астматик не сможет сделать задержку на выдохе. Вообще, следует с большой осторожностью и постепенностью осваивать задержку. В терапевтических целях нужно начинать с задержки буквально в одну-две секунды, не больше.

2. Нужно ли включать живот во время пранаямы, делать нижнее дыхание?

- Нет, не нужно. Все что требуется - это расширять грудную клетку. Максимальный вдох и полный выдох. Вы дышите грудной клеткой, этого достаточно. Во время полного вдоха живот даже немного подтягивается. (Гуруджи кладет мою руку себе на грудь и показывает как расширятся грудная глетка. Потом вторую руку на низ живота. Он начинает дышать только нижней частью живота, грудь абсолютно неподвижна. Потом- верхней частью живота, грудь неподвижна.) - Смотрите, я могу дышать животом и в некоторых техниках это используется. Но для пранаямы - дышите грудью!

3. Насколько важно стремиться принять правильную схему асаны?

- Это очень важно. Вы должны стремиться принять положение асаны максимально точно. Иначе асана не будет работать.

4. Вы даете практику, которая требует значительной работы, расхода энергии. Правильно ли, что мы испытываем напряжение в асане?

- А как вы хотите? Вы же новички, и чтобы принять правильное положение и удерживать его столько, сколько необходимо, вам приходится напрягаться. Пока вы не овладели асаной, вы будете делать ее с напряжением. Оно уйдет, когда ваше тело станет сильным.

5. У Патанджали асана описывается как удобная и неподвижная. Этот текст по йоге наиболее древний и, может быть, в те времена йогу практиковали только в сидячих асанах? Может быть, он имел в виду Падмасану?

Патанджали вообще не описывал какую-то конкретную асану. Конкретые асаны описаны в различных других авторитетных древних книгах по йоге, например, Гхеранда Самхита (он называет еще ряд названий, которые я не уловил, дает нараспев очередную цитату на санскрите). Патанджали дал только общую характеристику асаны, без указания что это за асана.

6. На чем нужно концентрироваться  во время выпонения асан?

- Концентрируйтесь на ощущении в машушке головы, в точке сахасрара-чакры. Во время пранаямы концентрируйтесь на ощущениях вдоха и выдоха.

7. Почему именно макушка головы? В некоторых книгах по йоге пишут, что нужно концентрироваться на чакрах. Но если я не чувствую чакру, надо ли мне ее предствлять?

- Концентрируйте внимание на макушке головы именно потому, что там легко поймать ощущения. Вам следует иметь дело с ощущениями, а не с воображением. Ничего воображать не надо, западные люди и так живут в голове, в воображении. Если вы не чувствуете чакры - сконцентрируйтесь на том, что вы чувствуете. Поверхность кожи на макушке головы очень легко почувствовать, поэтому я рекомендую концентрировать внимание именно там.

На этом подошло время начала семинара, я поблагодарил гуруджи на возможность беседы и пошел в раздевалку...