Да наставит нас Могучий!
Да исполнимся его силы!
Да не будет ограничения той силе!
Да не будем враждебны!
ОМ! Шанти! Шанти! Шанти!
- Изучив Шастры и много раз повторив их, мудрый,
Высшего Брахмана узнав, затем их отбросит,
как факел на рассвете. - Затем, на колеснице пранавы1,
следуя по стопам Брахмы,
колесничим сделав Вишну,
высшим почитает Рудру2. - Но нужного места достигнув,
колесничий останавливает колесницу
и седок, колесницу оставив, уходит. - Так же лишая (мантру) размера, род, положение3,
беззвучным “М”, лишённым признаков звука,
поистине достигают тончайшего состояния. - (Оставив) звук и другие объекты пяти чувств,
а также слишком непостоянный ум,
следует мыслить о Свете –
это зовут пратьяхарой.
- Пранайама, затем дхарана, пратьяхара и дхьяна,
также тарка и самадхи – зовутся шестичленной йогой4. - Как при расплавлении золотой породы сжигается примесь –
так произведённое чувствами омрачение
сжигается при Прана-дхаране5.
- Пранаямой в теле уравновешиваются доши6,
дхараной – очищается тело от скверны7,
а пратьяхарой вместе с дхьяной – от негативных качеств. - Так как скверна, подлежащая удалению, уничтожается,
этой практикой следует заниматься. - Выдох, вдох с привлечением двух ветров8 и задержка –
три акта дыхания, сказано. - Выдох, вдох и задержка с трёхразовым произнесением ОМ,
приветствиями9 и гаятри10 вместе с шира-мантрой11 –
это пранаямой зовётся. - (Когда) пространство, наполненное воздухом,
опустошая, доводят до полной пустоты- это, говорят, признак речаки.
- Когда человек всасывает воздух,
Как голубой лотос стеблем воду,
- это признак пураки. - Когда ни при вдохе, ни при выдохе части тела не шелохнутся,
это - признак кумбхаки. - Как слепой, не видит формы, как глухой, не слышит звуки,
как чурбан, не чувствует тело – это признак покоя. - Мысли, ум и намерение, сплетённые с Атманом
и Атман удерживающие – это дхарана,
провозглашают мудрым. - Раздумье об источнике таркой зовётся,
обретённая ровность мысли – как самадхи известна. - Сидя на земле, на сидении из травы дарбха12,
в приятном, лишённом всех недостатков месте,
сотворив мысленную защиту13, произнося по много раз мантру, - Пребывая в Падмасане, или Свастикасане, или Бхадрасане,
обращённый лицом к северу, неподвижный, - одним пальцем закрывая ноздрю
и втягивая воздух, пусть удерживает его,
только огонь и звук воспринимая. - Один лишь слог ОМ произнося многократно,
Добьешься блага этой дивной мантрой.
Потом следует удалить воздух.
Следует делать это,
пока не освободишься от нечистоты. - После размышляющий так, как сказано прежде14,
мудрый, знающий мантру,
пройдёт сначала плотное, а потом и тонкое тело,
от пупка до самого верха. - Пусть, не блуждая взглядом по сторонам, вверх и вниз,
находящийся в неподвижности и не дрожащий,
всегда упражняется в йоге великий отшельник. - Так дхарана удерживается семь или восемь мер времени,
но йога требует 12 мер. - Снизу проявляется беззвучный звук,
лишённый гласных, согласных, горловых, носовых,
губных, обоих видов конечных “х”, -
неделимый слог, который никак не разбить. - Кем это умение достигается, тем прана постигается.
Всегда следует двигаться по этому пути, который проходит - (через) врата сердца, врата воздуха и врата головы,
затем высшие врата освобождения:
впадину и круглое отверстие15. - Пусть упражняющийся всегда избегает
страха, гнева, лени, пересыпания,
переедания и недоедания. - Этими правилами, постоянно практикуемыми три месяца,
несомненно, возникает самопознание. - На четвёртый – виденье Девов,
на пятый – успехи в практике очевидны,
а в шесть месяцев, несомненно,
искомое состояние Кайвальи обретается. - Пять мер Земле, четыре – Воде,
три меры – Огню, Ветру – две, - одна мера – Пространству, но мыслит пусть о безмерном,
совершив умом единение, пусть в себе Атман постигнет16. - (Область распространения) праны в 30 пальцев,
где прана, пранами обусловленная, называется праной17.
Это внешнее поле праны, внутреннее же поле праны - распространяется день и ночь на 19 миллиардов
300 миллионов 100 тысяч и один палец, согласно источникам18. - Первая – прана, её место – в сердце, апана же – около ануса,
самана – в пупковой области, удана находится в горле, - вьяна - по всему телу распространяется.
(Теперь) – пять цветов праны и прочих (будут) названы по порядку: - прана – кровавого цвета, с драгоценным рубином схожа,
апана – в её середине, подобна цвету жёлтого кармина. - В середине тех двух – самана, прекрасная,
белая, словно коровье молоко,
удана желтовата, а вьяна подобна огню. - Поднявший прану к голове19, разорвал круг рождения и смерти.
Где бы он ни умер, он не родится больше.Такова упанишада.
1 Мистический слог Ом
2 Речь очевидно идёт о Брахма-грантхи (соотносится с Манипура-чакрой), Вишну-грантхи (соотносится с Анахата-чакрой), и Рудра-грантхи (соотносится с Аджня-чакрой), в контексте практики Шатчакра-бхедан (пронзание шести чакр).
3 То есть переходя от физического воспроизведения мантры к её субвокальному произношению, при котором не происходит даже минимального напряжения голосовых связок.
4 Шатанга-йога, точнее один из её вариантов. В “Майтри-упанишаде” и “Дхьянабинду-упанишаде” рассматривается несколько иной вариант: с асаной, но без тарки. Последовательность элементов достаточно условна, что связано со стихотворной формой изложения.
5 Дословно – “удержание дыхания”, по смыслу же скорее “концентрация на дыхании.
6 Регуляторные системы организма: вата(вайю) – ветер, нервная регуляция; пита(агни) –желчь, гуморальная регуляция; капха(шлесма) – слизь, местно-тканевая регуляция.
7 По-видимости, речь идёт об Аме – невыделенных отходах метаболизма.
8 Прана-вайю и Апана-вайю
9 Традиционное вступление к Гайятри-мантре – “Бхур, Бхува, Сваха”, обозначающие Землю, Воздух и Небеса соответственно.
10 Один из священных гимнов Ригведы. Вообще состоит из 24 мантр, каждая из которых посвящена определённому божеству и предназначена для достижения определённых целей. Наиболее известна Савитри-гайятри – солнечная: “Тат Савитур вареньям бхарго девасья дхимахи дхийо йо нах прачодайят.Ом”. Однако существую также и лунная, Чандра-гайятри.
11 Головная мантра "Апо джьётир, апо мритам".
12 Трава, используемая в ведических ритуалах. Хороший теплоизолятор.
13 Обычно для этих целей использовалась практика ньясы – специфические “запечатывающие” жесты в сочетании с мантрами.
14 Стих 2
15 Здесь описывается процесс прохождения кундалини через ворота – открытые грантхи: Вайю- или Вишну-грантха, Висма- или Набхи-грантха,Ахам- или Рудра-грантхи и Махамгрантхи.
16 Речь, очевидно, идёт о практике Панчадхарани-мудры, последовательного единения со стихиями( таттвами).
17 Здесь, Прана в аспекте Вайю(жизненного ветра тела), состоящего из праны, апаны, вьяны, саманы и уданы.
18 Имеется в виду, наверное, общая длинна кровеносных сосудов.
19 Техника сознательного ухода из тела, описанная ещё в “Бхагават-гите”. До наших дней дошла в нескольких школах тибетского буддизма.