ГЛАВА 9. ДРАВЙАДИ ВИДЖНАНИЙА

 

Сейчас мы поведаем главу Дравйади виджнанийа (наука о субстанциях), как поведал Атрейа и другие великие мудрецы.
Субстанции обладают вкусом и другими качествами, ведь именно по качествам познается субстанция.
Субстанции состоят из пяти первоэлементов. Они являются субстратом Земли (Притхви бхута), Воды (Ап), Огня (Агни), Воздуха (Вайу) и Эфира (Акаша), сочетания которых порождают ее качества. Субстанции характеризуются по первоэлементу, преобладающему в их составе.
Вкусы бывают двух типов – проявленный – Раса и не проявленный, вторичный, ощущаемый уже после первого вкуса – Анураса.
Гуру (тяжесть) и остальные качества (Гуны), присутствующие в субстанциях, проявляются через вкус. Гуны описываются как атрибут вкуса, ведь они очень тесно связаны между собой.
Субстанции, обладающие такими качествами, как тяжесть, громоздкость, массивность, с преобладанием запаха относятся к первоэлементу Земля (Притхви махабхута). В организме они дают тяжесть, стабильность, плотность и рост.
Субстанции, обладающие такими качествами, как жидкое агрегатное состояние [Санскритское слово "Дравата" характеризует все жидкие субстанции. К сожалению, в русском языке нет слова "жидкостность", дословно переводящее это слово] , холодность, тяжесть, маслянистость, текучесть и густота, с преобладанием вкуса, относятся к первоэлементу Вода (Ап махабхута). Она отвечает за соединение, секрецию, увлажнение, удовлетворение и смачивание.
Субстанции, обладающие такими качествами, как сухость, острота, теплота, подвижность, небольшие размеры, с преобладанием цвета и формы, относятся к первоэлементу Огонь (Агни, или Теджо махабхута). Они вызывают жжение, блеск (румянец), окрашивание и обмен веществ.
Субстанции, обладающие такими качествами, как сухость, подвижность, легкость, с преобладанием Спарша танматра [Слово "спарша" дословно переводится как "то, что прикасается или вызывает ощущение прикосновения"] относятся к первоэлементу Воздух (Вайу махабхута). Они вызывают сухость, легкость, движение (во всех его проявлениях), ясность и истощение.
Субстанции, обладающие такими качествами, как очень маленькие размеры, чистота, легкость, с преобладанием звука, относятся к первоэлементу Эфир (Акаша махабхута). Они образуют полости и порождают легкость.
Нет ни одной субстанции в этой Вселенной, которую нельзя было бы использовать в лечебных целях, причем не одним способом.
Субстанции с преобладанием Огня и Воздуха имеют склонность к поднятию вверх, а те, что с преобладанием Земли и Воды – к опусканию вниз.
Это все о субстанциях, а о вкусах мы поговорим ниже.
Некоторые авторы утверждают, что тяжесть, маслянистость, холодность, мягкость, легкость, сухость, горячесть и подвижность – восемь Вирйа – потенций.
Чарака пишет, что эти качества соединены с действием, без Вирйа нет действия, все действия идут от Вирйа.
Ток, кто считает, что тяжесть (и остальные качества) являются Вирйа, приняли это после долгого изучения, ибо из всех существующих качеств эти восемь – главные, их действие наиболее сильное и важное в повседневной жизни, и в большинстве субстанций заметное в первую очередь.
Вкус и остальные качества (помимо этих восьми) также могут называться Вирйа, но они так не называются, так как они не подходят (под те четыре тезиса, которые приведены в предыдущем стихе). Поэтому тяжесть и остальные (семь) – Вирйа.
Некоторые авторы считают, что только тепло и холод являются Вирйа. Они это мотивируют тем, что субстанции очень многообразны и обладают огромным количеством качеств, но самые сильные - Огонь (Агни) и Вода (Сома), совсем как Вйакта и Авйакта (проявленность и непроявленность) этой Вселенной, и, различая их, невозможно ошибиться.
Ушна вирйа – горячая Вирйа формирует головокружение, жажду, истощение (без предварительной физической работы), испарину, жжение, сильное и быстрое пищеварение, уравновешивает Вату и Капху. Сита вирйа – холодная Вирйа отвечает за соединение (диссимиляцию), жизнь, медлительность и очищение крови и Питты.
В процессе переваривания пищи, в конце пищеварения, из-за действия Джатхарагни – огня пищеварения, происходит изменение вкуса пищи. Этот процесс носит название Випака (послевкус).
Сладкий и соленый вкусы превращаются в сладкий, кислый не меняется, горький, вяжущий и острый становятся острым.
Действие вкуса и послевкуса сходно SIZE=3>.
Субстанции проявляют свои положительные или отрицательные качества иногда благодаря вкусу, иногда – послевкусу, иногда вследствие качеств, иногда – в силу Вирйа, а иногда из-за Прабхавы - особых качеств.
Если один из вышеперечисленных факторов оказывается сильнее остальных, то он захватывает власть и от него зависят качества субстанции. Если происходит взаимодействие противоположных качеств, то они взаимно ослабляются.
Если же они равны по силе, Випака побеждает вкус, они в соединении побеждают Вирйа, а Прабхава побеждает их всех. В этом заключается ее природная сила.
Если в субстанции вкус и все остальные качества примерно равной силы, то ее качества проистекают от Прабхавы. Например, кротон идентичен с плюмбаго зейландским по сочетанию вкусов и т.д., однако кротон обладает выраженным слабительным действием, а плюмбаго – нет. Аналогично, солодка голая и виноград культурный – виноград послабляет, а солодка – нет. Топленое масло сходно с молоком, но масло усиливает пищеварение, а молоко нет.
Так вкратце описаны основные действия субстанций и остальные (их качества). Однако есть особая категория субстанций, называемая Вичитра пратйайарабдха. Можно привести такой пример: пшеница и ячмень обладают одинаковыми качествами (тяжелые и сладкие), однако пшеница уравновешивает Вату, а ячмень – обостряет; рыба горячая по Вирйа, а молоко – холодное, но оба – сладкие и тяжелые; сладкое мясо льва после переваривания становится острым, а свинина – нет.