ул. Ленинский проспект дом 37 корпус 1 Москва, Россия
8 (495) 023-65-00

Содержание материала

 

ГЛАВА 8. МАТРАШИТИЙА АДХЙАЙА

 

Сейчас мы поведаем главу Матрашитийа (режим принятия пищи), как поведал Атрейа и другие великие мудрецы.
Человек всегда должен принимать правильное количество пищи, ведь правильное количество стимулирует Агни. В зависимости от того, легкая пища или тяжелая, это количество разное.
Недостаточное количество не способствует увеличению силы и энергии, а также росту организма, а ведет к болезням Ваты. Избыточное же количество съедаемой пищи резко увеличивает все три доша.
Вата и остальные доша резко увеличиваются и соединяются с не переваренной и лишней пищей, образуя тем самым такие заболевания, как Аласака (блокирование передвижения пищи по кишечнику) и Висучика (выведение из организма недопереваренной пищи в верхнем и нижнем направлениях [Через понос и рвоту] ) у людей, не способных себя контролировать.
Если пища не движется вверх (рвота) и вниз (понос) и не переваривается, застаиваясь в желудке, то это состояние называется Аласака.
Глубокое накопление Ваты и остальных доша, вызывающее разнообразные беспокойства, в частности, колющие боли, называется Висучика.
Боль в эпигастральной области, головокружение, вздутие живота, тремор, ригидность и др. возникают из-за Ваты. Жар, понос, чувство жжения, жажда, потеря сознания и др. возникают из-за Питты. Рвота, чувство тяжести в теле, потеря речи, большое количество мокроты и др. возникают из-за Капхи.
Аласака возникает в основном у людей слабых (по силе) и по пищеварительной активности, кто имеет привычку задерживать удовлетворение потребностей организма (в своевременном мочеиспускании и т.д.). У них, накопившаяся Вата соединяется с Капхой и блокирует движение перевариваемой пищи, останавливая ее и создавая ощущение присутствия инородного тела, что ведет к возникновению боли в эпигастральной области и других симптомов, но не вызывая при этом рвоты или поноса.
Сильно увеличенные доша возбуждаются, и, разрушив свои каналы (по которым двигаются в состоянии баланса), начинают двигаться по другим каналам, проникая во все тело и делая его закостеневшим, как бревно. Это заболевание называется Дандакаласака. Оно должно быть отвергнуто (врачом) как очень быстрое в своем развитии (с быстрым летальным исходом).
Человек, практикующий прием несовместимой пищи, страдающий перееданием и любящий недоваренную пищу, способствует возникновению опасного состояния, называемого Амадоша, подобного яду и известного также под названием Амавища (пищевой яд). В лечении этого заболевания также можно отказывать, ибо оно подобно быстродействующему яду и нуждается в поиске антидота.
Ама, скопившаяся в теле, после диагностики должна быть сразу же выведена из организма путем питья теплой воды, смешанной с порошком аира болотного, каменной солью и цветами Randia dumetorum. Это вызовет рвоту; затем – обильное потение, ректальные суппозитории из плодов, способствующих опусканию вниз каловых масс и газов. Ригидные части тела надлежит выхаживать путем примочек с дальнейшим энергичным растиранием (тканью).
В продромальном периоде Висучики, подобном огню в деревне с близко стоящими домами, больному очень полезен пост и лечение путем очищения организма.
Больной с несварением, жалующийся на боли в эпигастральной области, не должен принимать травы с анальгезирующим эффектом. Агни, соединившейся с Амой, не способен переварить доша, травы или пищу. Эти три (доша, лекарства и пища) могут быстро свести больного в могилу.
Только после того, как пища полностью переварилась и боль и тяжесть покинули желудок, больному можно дать препараты, способствующие перевариванию остатка доша и стимулирующие Агни.
Болезни, возникающие из-за Амы, устраняются путем Апартарпана (отсутствия питания). Она бывает трех видов, в зависимости от доша, и должна использоваться очень аккуратно, после взвешивания всех за и против.
Если Амы мало, то можно применить только голодание, если среднее количество – голодание и улучшающие пищеварение травы, но если много, то необходимо очищение организма. С его помощью нечистоты (доша, Ама и т.д.) удаляются из самых глубин организма.
Каждую болезнь надо лечить таким подбором методов лечения, который был бы противоположен ее причинам (хету випарйайа). Если же болезнь все-таки переходит в хроническую форму, то хету випарйайа надо оставить, а применять лечение, направленное против данного конкретного заболевания (вйадхи випарйайа Чикитша) или лечение, не обладающее противоположными качествами по отношению к болезни или ее причинам, но дающее хорошие результаты (тадартхакари Чикитша). Когда доша очистятся от Амы и восстановится пищеварительная функция, рекомендуются масляные ванны, питье масла (промасливание) и клизмы.
Из-за увеличившейся Капхи возникает Амаджирна (вид диспепсии), характеризующаяся выделением гноя в уголках глаз и губ, отрыжкой, как после плотной еды, гиперсаливацией, тошнотой и чувством тяжести в теле.
Из-за увеличившейся Ваты возникает Вищтхабдхаджирна – вид диспепсии, характеризующейся болью в эпигастрии, запорами, головокружением и слабостью.
Из-за увеличившейся Питты возникает Видагхаджирна, имеющая симптомами жажду, обмороки, слабость, кислую отрыжку и жжение в теле.
Амаджирна лечится постом, Вищтабха – потением, Видагдха – рвотой или другими методами лечения, в зависимости от стадии болезни.
Виламбика [Один из видов диспепсии] возникает из-за скопления Амы внутри каналови нарушения баланса Капхи и Ваты. Она имеет все симптомы накопления Амы и лечится сходными методами.
Потеря энтузиазма, боли в области сердца и отрыжка – симптомы Расашэсаджирны. Лечение заключается в дневном сне и полном посте.
Больной любым видом несварения должен спать днем и ничего не есть. Позднее, когда возникнет очень сильный голод, он должен съесть немного легкой пищи.
Отсутствие выделения или интенсивное выделение нечистот, истощение, снижение активности Вата доша, вздутие живота, ощущение тяжести и слабость – основные симптомы Аджирны.
Переедание – не единственная причина Амадоши [Соединение доша и Амы] . Неприятная пища, не любимая пища, не вкусная пища, пища, вызывающая газы, недоваренная или переваренная, тяжело перевариваемая, сухая, очень холодная, вызывающая жжение в процессе переваривания, грязная, слишком сильно измельченная или смешанная с большим количеством жидкости, не переваренная пища; пища, принятая в состоянии волнения, гнева, страха и других эмоций, также ведет к этому состоянию.
Прием приятной и неприятной пищи называется Самашана, прием небольших порций еды за некоторое время до основного принятия пищи называется Адхйашана, принятие любых количеств пищи в неположенное время - Вищамашана. Эти три либо убивают человека, либо ведут к возникновению смертельных болезней.
Пища должна приниматься в положенное время, она должна быть той, к которой человек привык, чистой, полезной для здоровья, маслянистой, горячей и легко усваиваемой и содержащей все шесть вкусов с доминантой на сладком вкусе. Приступают к еде после того, как поели старшие, мужчины, предки, боги, гости, дети, благожелатели и животные, а также после размышлений о самом себе. Есть надо внимательно, не очень быстро, не очень медленно, молча, в одиночестве. Перед принятием пищи надлежит совершить омовение и вымыть стопы, лицо и руки, нагулять аппетит. Нельзя ругать и оскорблять пищу. Стоит принимать больше жидкой пищи, наиболее любимой, в обществе приятных людей, чистых (душой и телом) и расположенных друг к другу.
Пища, в которую попала трава, волосы и т.д., разогретая, состоящая в основном из овощей и нежелательных семян (семян сорняков), очень горячая и очень соленая - должна быть отвергнута.
Сгущенное молоко, курд, сыворотка, щелочные субстанции, ферментированные напитки, не сваренный редис, мясо испуганных или возбужденных животных, сухое мясо, мясо вепря, коровы и буйвола, баранина и рыба, маш, бобы, мелкий ячмень, корень, стебель и семена лотоса, сушеные овощи и уваренная черная патока не должны входить в привычку.
Рис, пшеница, ячмень, рис, вызревающий за шестьдесят дней, мясо диких животных, фасоль, сахар, соль, топленое масло, речная вода, молоко, мед, гранат, корень сиды сердцелистной, терминалия хебула, эмблика лекарственная, виноград культурный, Marselia minuta, Laptadenia reticulata и трихозантес двудомный могут приниматься регулярно (и войти в привычку).
Трипхала должна приниматься ежедневно перед сном вместе с медом и топленым маслом для улучшения зрения. Все остальные средства, ведущие к укреплению здоровья и профилактике болезней, также могут приниматься регулярно.
Пища, тяжело усваиваемая, жирная, сладкая, вязкая и тяжелая, например сахарный тростник, корневище лотоса, кокос, манго, сладкие мясные шарики, банан браминов, сладости и др., должна приниматься в начале еды. Пища, обладающая противоположными качествами – в конце. Пища, обладающая кислым и соленым вкусом – в середине.
Две части желудка – для твердой пищи, часть для воды и часть для движения Воздуха (и остальных доша).
Для запивания пищи, приготовленная с ячменем и пшеницей, идеально подходит холодная вода. Она хороша после йогурта, вина, меда и после принятия отравленной пищи. Теплая вода рекомендуется после пищи, которая богата крахмалом, после сыворотки, обезжиренного молока и ферментированных напитков. После пищи, приготовленной из овощей и маша пиво подходит для тех, кто хочет поправиться, а медовая вода для тех, кто хочет похудеть; мясной отвар – для истощенных, вино – после мяса и для тех, у кого слабый Агни, молоко как нектар для тех, кто ослаблен болезнью, лечением, прогулками на длинные дистанции, болтовней, сексуальными отношениями, постом, солнцем и др., для истощенных, стариков и детей.
Для запивания идеален тот напиток, который обладает качествами, противоположными съеденной пище, но не обладает с ней несовместимостью. Такой напиток всегда полезен.
Анупана [Напиток, который пьется после еды] бодрит, порождает удовлетворенность, помогает правильному движению пищи по пищеварительному тракту, дает силу, разбавляет и разбивает плотные комки пищи, облегчает смачивание пищевого комка и его переваривание.
Анупана не рекомендуется при болезнях, расположенных выше ключиц, одышке, кашле, повреждениях грудной клетки, рините, хрипах, для певцов и декламаторов (людей, которым приходится долго и много говорить).
Питье жидкости не рекомендуется при водянке, полиурии, диабете, болезнях глаз, горла и ранах.
Люди, вне зависимости от конституции, после питья жидкости не должны петь или громко говорить, много ходить, спать; перегреваться под солнцем или у огня, путешествовать на повозке (ПРИПИШИ в комментариях_ ИЗБЕГАТЬ ТРЯСКИ!), плавать и ездить на верховых животных после еды.
Идеальное время для принятия пищи – после мочеиспускания и дефекации, когда ум спокоен, когда доша движутся по свойственным им каналам, когда отрыжка чиста (без запаха и вкуса), когда голод достиг максимума, когда нечистоты легко опускаются вниз, когда пик Агни, когда органы чувств спокойны, когда в теле чувствуется легкость. Пища должна приниматься со всеми правилами и процедурами. Это идеальное время.