ГЛАВА 4. РОГАНУТПАДАНИЙА

 

Сейчас мы поведаем главу Роганутпаданийа (профилактика болезней), как поведал Атрейа и другие великие мудрецы.
Побуждение к испусканию газов, кала, мочи или семени, чихание, жажда, голод, сон, кашель, вздохи, зевание и рвота должны реализовываться вовремя.
Задержка испускания газов ведет к вздутию живота, боли, поднимающейся вверх по кишечнику, нарушению движения газов по кишечнику, мочи, кала, нарушению зрения, расстройствам пищеварения, сердечным болезням.
Задержка дефекации ведет к возникновению болей в малом тазу, слизетечению из носа, головным болям, движению воздуха вверх по кишечнику (отрыжке), острой боли в прямой кишке, давлению за грудиной, рвоте калом и симптомам, описанным в предыдущем стихе.
При задержке мочеиспускания возникает острая боль во всем теле, образование мочевых камней, боль в мочевом пузыре, половом члене и мочевыводящих путях, а так же болезни, описанные выше (в предыдущих стихах).
Для этих (болезней, возникающих от задержки газов, кала и мочи) лечение – ректальные суппозитории, масляный массаж и ванны, иммерсионные ванны, струйный массаж, интенсивное потение и клизма. При болях, вызванной задержкой дефекации, еда и питье должны способствовать быстрой эвакуации кала. При болях, вызванных задержкой мочеиспускания, до завтрака пьют гхи (топленое масло). Соответственно, выполняется и питье максимальной дозы гхи в конце пищеварения в полдень и перед сном (Авапидака снеха).
Задержка срыгивания ведет к потере аппетита (вкуса), тремору, ощущению сдавления за грудиной в области сердца, вялости, икоте, кашлю. Лечение аналогично лечению икоты.
Головная боль, слабость органов чувств, дряблость шеи и лицевой паралич возникают при задержке чихания. Лечение – искусственное вызывание чихания с помощью ингаляций, вдыхания порошков, щекотания носа и др., а так же промасливание тела и интенсивное потение.
Задержка устранения жажды ведет к истощению, слабости, глухоте, потере сознания, головокружению, сердечным болезням. Для устранения этих симптомов необходимо все холодное (питье, еда, ванны, травы с холодными качествами и т.д.).
Боль во всем теле, потеря вкуса (аппетита), боли в эпигастральной области, головокружение – результат задержки удовлетворения чувства голода. Лечение – прием легкой, жирной, теплой пищи в небольших количествах.
Задержка сна (отказ от сна) ведет к галлюцинациям, чувству тяжести в голове и в глазах, усталости, зеванию и потягиванию, боли во всем теле. Крепкий сон и легкий массаж – идеальное лечение.
Задержка кашля ведет к его усилению, затруднению дыхания, потере аппетита, сердечным болезням, икоте и утомлению. Лечение аналогично лечению кашля.
Вздутие живота, сердечные болезни, галлюцинации – результат глубокого дыхания, особенно после тяжелой работы. Отдых и анти-Вата терапия – идеальное лечение этих проблем.
Задержка зевания ведет к тем же проблемам, что и задержка чихания. Оба они лечатся методами, балансирующими Вата доша.
Ринит (течение слизи из носа), боль в глазах, голове и в сердце, напряжение мышц шеи, потеря вкуса (аппетита), головокружение и вздутие живота возникает из-за гнева. Хороший сон, вино и приятные истории – лечение этих симптомов.
Герпес, сыпи, лепра и другие кожные болезни, раздражение глаз, анемия, жар, кашель, тошнота, нарушение пигментации лица и водянка возникают из-за задержки рвоты. Полоскание рта, ингаляции, лечебное голодание, принятие сухой пищи, а затем искусственное вызывание рвоты, кровопускание (или герудотерапия), прием слабительного, физическая нагрузка – лечение. Масло, смешанное с солью и щелочными субстанциями – идеально для массажа и принятия ванны.
Задержка эякуляции ведет к уменьшению количества вырабатываемого семени, боли и припухлости половых органов, жару, чувству дискомфорта в области сердца, острой боли в теле, затруднению (задержке) мочеиспускания, грыжам, в том числе и паховой, образованию мочевых камней и импотенции. Все это лечится пищей, приготовленной из дичи, пивом, рисом, клизмой, масляным массажем, иммерсионными ваннами, молоком с травами, очищающими мочевой пузырь, а так же любовью женщин (половым актом).
Человек, который привык задерживать позывы организма и испытывает жажду, боль в эпигастральной области, истощен и имеет рвоту каловыми массами, должен быть отвергнут врачом.
Практически все болезни возникают из-за преждевременного вызывания и задержки реализации позывов организма.
Для этих заболеваний существует бесчисленное множество методов лечения. Не смотря на огромное количество всевозможных заболеваний, в основном их причиной является дисбалансВата доша.Поэтому их лечат посредством пищи, питья и терапии, очищающей каналы, по которым движется Вата и помогающей ее движению в нижнюю часть организма.
Тот, кто хочет быть счастлив в этой жизни и в следующей, должен контролировать жадность (алчность), зависть, ненависть, ревность, любовь и т.д., а также свои органы чувств.
Необходимо прилагать все усилия для своевременного выведения из организма нечистот . Их накопление ведет к увеличению их количества, что сокращает жизнь человека.
Доша, сбалансированные посредством Лангхана и Пачана терапии через некоторое время снова выходят из состояния равновесия, однако, если они уравновешены путем Самшодхана (очищение организма), они не выйдут из состояния равновесия.
Врач, знающий подходящее время для каждой процедуры, назначит их вовремя, а затем пропишет соответствующие тоники или афродизиаки .
Для того, кто истощен очищением организма, необходима легко усваивающаяся и калорийная пища, например рис, рис, который зрел шестьдесят дней, пшеница, маш, мясо, гхи и др.; лекарственные препараты, полезные для сердца (ума) в сочетании с увеличивающими голод, пищеварительную активность и вкусовую чувствительность препаратами; масляный массаж, легкий массаж, декоктовую и масляную клизму.
Болезни, возникающие из-за Бхута (духов, демонов, микроорганизмов, паразитов и т.д.), Вища (яда), воздуха (циклоны, ураганы), Агни (огня, электричества, радиации), Кщата (раны, ушибы), Бханга (переломы) и т.д., а также вызванные Рага (желаниями, вожделением), Двеша (привычками), Бхайа (страхом) и т.д., известны как Аганту заболевания – возникающие из-за внешних причин.
Недопущение неправильных действий (телом, умом и речью в стремлении нарушить Законы жизни), контроль чувств, памятование о правилах праведной жизни (и следование им), хорошее знание местности проживания и правильные привычки, знание времени (сезона, возраста) и себя самого, мораль и нравственность, знание ритуалов, описанных в Атхарваведе, планирование действий в соответствии с рекомендациями гороскопа, не вступление в контакт с Бхутами (демонами) - все это методы профилактики болезней – как Ниджа (органических), так и Аганту (внешних), а также способы их облегчения.
Накопление доша, возникшее в холодное время года, уменьшают весной, летом – в сезон дождей, в сезон дождей – осенью. Следуя этим предписаниям, человек предохранит себя от болезней, возникающих из-за климатических колебаний.
Тот, кто посвящает день здоровой деятельности и ест здоровую пищу, кто одинаково относится и к счастью и к несчастью, холоду и жаре, кто не привязан к объектам чувств, кто развивает в себе бережливость, осторожность, осознание всего мира как единого целого, правдивость, всепрощение и дружит только с праведными людьми будет свободен ото всех болезней.


Так заканчивается глава Роганутпаданийа (профилактика болезней), четвертая в Сутрастхане Аштанга Хридайам Самхиты, составленной Шримад Вагбхатой, сыном Шри Вайдйапати Симхагупты.